Быт и культура восточных славян реферат

Обpазы восточнославянской волшебной сказки. Дошедшие до нашего времени образцы прикладного искусства свидетельствуют о развитии ювелирного дела. Именем Перуна славяне торжественно клялись, положив рядом оружие. Древние славяне были язычниками: верили в злых и добрых духов, обожествляли силы природы отсюда и многобожие. Славяне верили, что в день Купалы особенно хорошо видны признаки жизни и деятельности сверхъестественных сил: солнце пляшет и рассыпает по небу огненные искры, деревья движутся, переходят с места на место и общаются между собой шумом ветвей, реки блестят серебром. Защита поселений от нашествия врагов.

К числу таких же погребений принадлежит одно из захоронений в Акатово в Подмосковье [11]. Вторым по распространённости типом подвесок после крестов были лунницы. Однако в достоверно языческих славянских древностях VI—VII веков двурогие лунницы или какие-либо их возможные прототипы отсутствуют. Их появление связано с проникновением в славянскую среду в конце VII — начале VIII веков комплекса филигранно -зернёных женских украшений Залесский клад в составе первой быт и культура восточных славян реферат византийского влияния.

Вторая волна влияния предположительно связана с падением Аварского каганата и формированием уже славянского раннегосударственного комплекса престижных филигранно-зернёных женских украшений Великой Моравии.

Оттуда он был заимствован соседями — Русью и Польшей. В Х—ХIII веках параллельно с видоизменением формы и декора, широкорогие лунницы вытесняются новыми типами — остророгими, круторогими, замкнутыми, крестовключённымии др. Эти типы имеют прямые византийские прототипы, в свою очередь восходящие к римским лунницам III—IV веков. Эволюция лунниц может быть сравнима с распространением амулетов- змеевековчисло находок которых на территории Руси на несколько порядков превышает число их византийских прототипов [9].

В Х веке лунницы в большей мере исполняли декоративную функцию, поскольку весь сканно-зернёный убор этого периода подчинялся идее престижности атрибутов древнерусской знати. Уже со второй половины Х века известны древнерусские лунницы в одном ожерелье с крестами и подвески, объединяющие в себе лунницу и крест, которые принято интерпретировать в качестве свидетельств религиозного синкретизма.

диссертации на ожирение

Быт и культура восточных славян реферат 6410

Сочетание креста и полумесяца вписывается в языческую космологическую символику: крест и полумесяц символизируют солнце и луну; но вместе с тем в христианской традиции луна символизирует Богородицу, в то время как солнце — Христа.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Основная статья: Древнерусская литература. Основная статья: Древнерусское зодчество. Основная статья: Древнерусский фольклор. Slavia Orthodoxa. Литература и язык. Русь в IX—X веках. От призвания варягов до выбора веры. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. Переяслав-Хмельницький, Бычков В.

Владышевская Т.

  • Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном.
  • Они свидетельствуют о знакомстве руси с кириллицей ещё до Крещения.
  • Кириллом во второй половине IX века был создан глаголический алфавит глаголица , на котором были написаны первые переводы церковных книг для славянского населения Моравии и Паннонии.
  • Почти весь корпус известной литературы имел богословскую и религиозно- учительную направленность, включая летописные памятники.
  • В свою очередь, в военном сословии, в княжеско-дружинной среде существовала своя устная поэзия.
  • С XII века формируется специфический новгородский стиль монументальной живописи, который достигает более полного выражения в росписях церквей Георгия в Старой Ладоге , Благовещения в Аркажах и особенно Спаса-Нередицы.
  • Русско-славянское государство и Византия.

Музыкальная культура Древней Руси. Грекова и проф. Ин-т рус. Дом ; Отв. Колесов В. Вопросы медиевистики. Институт истории. Институт народов Азии. Институт Африки. Институт Славяноведения. Под ред. КурасоваА. НекричаЕ. Болтина, А. Грунта, Н. Павленко, С. Платонова, А. СамсоноваС. Искусство Древней Руси. Остроумов Н. Свадебные обычаи в Древней Руси. Во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья, опиравшиеся на дружину и бывшую родовую верхушку. Князь передавал своим приближенным права на владение землей за службу.

Восточные славяне: быт, культура, верования и обряды

В бояр-вотчинников превращалась старая родоплеменная знать, подчинявшая себе общинников. Таким образом, в VI—IX вв. Природные условия обусловили и основные занятия восточных славян. Развивается земледелие и скотоводство. С открытием железа появляются плуг и соха, начинают использовать рабочий скот в качестве тягловой силы, что позволило повсеместно перейти к более прогрессивному пашенному земледелию.

Русские реки были важнейшими международными артериями. Русские города, по мнению В. Ключевского, тоже обязаны своим появлением торговле. Первоначально они возникают как сборные торговые пункты, где собираются охотники и бортники для обмена, которые получили название погостов в христианской традиции — кладбища.

Ладога, Псков, Белоозеро, Ростов. Уже в VII.

[TRANSLIT]

Постепенно, вполне самостоятельно друг от друга формируются два центра северной и южной Руси — Новгород и Киев. Русские ювелиры занимались художественной отделкой быт и культура восточных славян реферат. Поэтому точно нельзя сказать, были ли волхвы особой прослойкой общества, от имени общины приносившей жертвы языческим богам и испрашивавшей их благоволения для всего рода либо племени, или просто кем-то вроде подвижников, считавшимися особенно близкими к миру богов.

Елеонская Е. Все данные о древнеславянских святилищах собраны историками на основе археологических данных, так как сохранившиеся летописи ничего о языческих храмах не упоминают. Местом для капища славяне обычно избирали поляну среди заболоченного леса или вершину холма. Выравнивалась и огораживалась одним - двумя рвами и земляными валами площадка округлой формы, в центре которой делалось возвышение или, наоборот, углубление, где помещался идол. Идол представлял собой деревянный столб, обточенный в виде божества, которому посвящалось капище.

Одним из наиболее известных древнеславянских святилищ является Перынское святилище, раскопанное и исследованное археологами А. Арциховским и В. Седовым - в шести километрах от Великого Новгорода между реками Волхов, Прость и Ракомка близ озера Ильмень. Согласно Новгородской летописи, здесь стоял идол Перуна, в г.

Быт и культура восточных славян реферат 2228

По данным археологических исследований, ров, окружавший площадку быт, был выполнен в виде цветка, имея дугообразные выступы снаружи, а дно его состояло из кольца разделенных валиками углублений, в которых разжигались ритуальные костры. На восточном выступе рва огонь горел постоянно. Помимо статуи Перуна, вокруг находились идолы других божеств. От имени Перуна получило название и урочище, в котором располагалось святилище восточных Перынь.

Бывшее назначение этого места, даже когда сами останки святилища были со временем поглощены землей, прочно сохранилось в народной памяти. Даже в XIX. Идол Перуна, согласно народной молве, каким-то образом попал из Волхова в Днепр, по которому приплыл в Запорожье славян реферат там, превратившись в семиглавого змея, стал похищать девушек. Одежда восточных славян VI-IX вв.

При раскопках в Новгороде находят деревянные палочки с выточенной на одном конце головой мужчины. Кроме идолов, культура значение имели амулеты - мелкие предметы, имеющие, по представлениям народа, сверхъестественную способность приносить удачу, оберегать от зла. Амулеты изготовлялись из металла, их носили на груди, подвешивая за цепочки.

Амулеты могли иметь различный вид, связанный, должно быть, с их конкретным предназначением.

ИСТОРИЯ РОССИИ. №1. Восточные славяне 📌 by NinaMind

При археологических раскопках из остатков древнеславянских жилищ и курганов извлекают амулеты в виде ложечек, маленьких мечей, фигурок животных и т. Амулеты, которые, по представлениям славян, защищали от несчастий, болезней, дурного глаза, назывались оберегами. Одним из видов языческих обрядов было ритуальное гадание, например, на игральных костях, по случайному расположению которых славяне пытались предсказывать будущее. После крещения Руси власти древнерусского государства повели беспощадную борьбу с язычеством.

Однако в то время государство еще было не в состоянии глубоко контролировать все стороны общественной жизни во всех областях обширной русской земли. Языческие верования сохранялись еще очень долго. Впоследствии, уже когда христианская религия прочно утвердилась быт и культура восточных славян реферат всех землях восточных славян, языческие представления в сознании непросвещенного народа коего тогда было абсолютное большинство смешались с христианским учением.

Некоторые языческие боги были практически совершенно забыты, другие же боги и духи потеряли свою божественность и стали отождествляться с упоминающимися в Библии демонами, либо с душами проклятых, не причащенных, а потому не попавших на небеса людей, или просто представляться, как невидимые, не имеющие божественных способностей, но реальные существа. Такая смесь христианских и языческих представлений называется в науке народным христианством.

Седов В. Также она получила основу в виде развитой культурной традиции восточного христианства. Часто его отождествляли с щуром, полагая, что это - дух давно умершего основателя семейства. Уже в VII в.

Церковь обычно негативно относилась к пережиткам языческих верований в сознании христиан, так как стойкость их нередко приводила к тому, что люди боялись народных демонов больше, чем Бога. Но священникам часто трудно было объяснить неграмотному народу, отчего происходят те или иные природные явления и закономерности, сильно влияющие на жизнь людей как в хорошую, так и в плохую сторону. Вплоть до советского времени быт и культура восточных славян реферат всеобщего просвещения деревенские жители ходили в церковь, исповедовались, причащались и готовились к загробной жизни и Судному Дню, и в то же время приносили жертвы домовым, ублажали леших, боялись выхода из воды русалок.

И реферат информационных технологиях в наше время еще можно встретить людей, которым лесные и водяные духи не кажутся слишком уж фантастическими. А во многих областях России даже в городах все еще существуют традиции справлять древнеславянские языческие праздники и некоторые обряды Масленица, Коляда и др. Быт и культура восточных славян реферат культуре славянских племен известно. Дошедшие до нашего времени образцы прикладного искусства свидетельствуют о развитии ювелирного дела.

Существенной чертой древнерусской культуры является религиозно-мистическая окраска почти всех ее проявлений.

Древние славяне были язычниками: верили в злых и добрых духов, обожествляли силы природы отсюда и многобожие. Важнейшими богами славян были Перун - бог грома, молнии, войны; Сварог - бог огня; Велес - покровитель скотоводства; бог солнца - Даждьбог.

Повсеместно распространен обычай сожжения умерших, возведение над погребальными кострами курганов, куда складывались вещи, оружие, пища. Рождение, свадьба, смерть сопровождались особыми обрядами. Разложение родовых отношений, усиление дружин и княжеской власти сказались и на языческом культе. Над умершими князьями насыпали огромные курганы. Начали строиться языческие храмы, появились каменные изваяние божеств - идолы. Однако это была еще не религия, а только религиозные верования.

Территории, пригодные для проживания были небольшими, где поселялось несколько семей территориальная семейная община. Контакты Ответы на вопросы FAQ.

Тимощук Б. Восточно-славянская община VI - X вв. Обыденные представления древнерусского человека Человек Семья были средоточием жизни человека Древней Руси. Обширная и детально проработанная терминология родственных отношений - одно из лучших тому подтверждений. К сожалению, письменные источники весьма скупо освещают эту строну духовной жизни наших предков.

Однако даже косвенные данные позволяют сделать достаточно любопытные выводы.

1807311

Судя по всему, наиболее значимыми считались связи, во-первых, между братьями и, во-вторых, между родителями и детьми. Вообще же дети мало занимали летописца. Следует также отметить, что старшее быт и культура восточных славян реферат отец-мать; муж-жена занимает в летописи подчиненное положение по сравнению с младшим сын-дочь; братья-сестры; дети-чада : и упоминание соответственно.

Приблизительно те же тенденции удается проследить и на материале восточнославянской антропонимики, при анализе собственных имен, которые носили люди в Древней Руси.

К их числу относятся личные имена, прозвища, клички, отчества и фамилии. Личные имена - это имена, которые присваиваются людям при рождении и под которыми они известны в обществе. В древней Руси различались канонические и неканонические имена. Hовиков H.

Реферат по истории медицины на тему выдающиеся врачиРеферат на тему цены и финансыВлияние на организм курения алкоголя и наркотиков реферат
Кризис в россии 2008 рефератТеория вероятности случайные величины рефератМетоды и приемы обучения изобразительному искусству реферат
Организация с ограниченной ответственностью рефератДипломный проект в споНапишите эссе на тему дети индиго
Реферат на тему разрешение конфликтовЦенностные ориентации человека в мире рефератЭссе на тему творчество в моей жизни

Обpазы восточнославянской волшебной сказки. В отечественных источниках к числу канонических обычно относятся православные имена, взятые из церковного календаря, где имена канонизированных святых перечислены по месяцам и дням их памяти так называемые календарные, или агиографические имена.

На ранних стадиях развития феодального общества каноническими были, как правило, только крестные крестильные, церковныемонашеские, иноческие и схимнические имена. Крестное имя давалось человеку при крещении. Оно обычно выбиралось священником из церковного календаря в соответствии с именем святого, память которого праздновалась в день рождения или крещения человека.

Встречаются и иные мотивы присвоения человеку того или иного имени.

Крестильное имя в ранних источниках упоминается редко, обычно лишь в сообщениях о смерти данного лица или в текстах, написанных после его кончины. В древних памятниках довольно часто быт и культура восточных славян реферат о водяных культах язычников.

Прежде всего, это молитвы у воды, жертвоприношения. Жертву клали или выставляли на берегу, и ее должна была поглотить боготворимая стихия. Контакты Ответы на вопросы FAQ. Скачать реферат бесплатно. Центральное место в культуре славян занимала языческая религия. Происхождение древних славян. Миграционная теория происхождения славян. Хозяйство, социальные отношения восточных славян.

Путь "из варяг в греки". Религия восточных славян. Происхождение, начало и ранняя история славян. Особенности общественного строя, материальной и духовной культуры восточных славян. Протогосударственные образования восточных славян в IX. Территории, на которых жили восточные, западные и южные славяне, их племенные объединения. Защита поселений от нашествия врагов. Жилище и быт древних славян, основные занятия.

DEFAULT1 comments