Метод наблюдения реферат по психологии

Суть метода заключается в непосредственном влиянии наблюдателя. Разумеется, в рамках той или иной науки данный метод приобретает свое конкретное содержание. В реальных исследованиях качественное и количественное описания событий наблюдателем обычно используются в комбинациях. Непосредственно в процессе наблюдения уточняются границы объекта наблюдения и его важнейшие элементы, конкретизируется программа исследования. При этом другие люди обычно считают его участником события, а не наблюдателем;.

Его примитивной формой — житейскими наблюдениями пользуется каждый человек в повседневной практике. Регистрируя факты окружающей социальной действительности и свое поведениечеловек пытается выяснить причины тех или иных поступков и действий.

Житейские наблюдения отличаются от наблюдений научных прежде всего тем, что они случайны, неорганизованны и бесплановы. Так как социологическое наблюдение связано с прямым, непосредственным восприятием событий или участием в них, имеет много общего с тем, как человек в повседневной жизни воспринимает происходящее, анализирует и объясняет поведение людей, связывает его с характеристиками условий деятельности, запоминает и обобщает события, очевидцем которых он становится.

Метод наблюдения реферат по психологии есть и большие различия. Социологическое наблюдение как метод сбора научной информации — это всегда направленное, систематическое, непосредственное прослеживание и фиксирование значимых социальных явлений, процессов, событий. Оно служит определенным познавательным целям и может быть подвергнуто контролю и проверке.

Метод наблюдения использовался еще на этапе становления марксистской социологии. Энгельс в течении 21 месяца непосредственно по личным наблюдениям и в личном общении изучал английский пролетариат, его стремления, страдания, радости.

Интересный опыт использования метода наблюдения и анализа его результатов накоплен в русской литературе х годов XIX века. Писатели, близкие к В.

Метод наблюдения реферат по психологии 4500

Белинскому и Н. Научное наблюдение непосредственно соприкасается с обыкновенным житейским наблюдением. Действительно научно-плодотворным объективное наблюдение является в том случае, когда оно связано с установлением и проверкой гипотез.

В отличие от житейского научное наблюдение опосредовано исследовательскими целями, определяющими предмет наблюдения и область фактов, которые включаются в изучаемую реальность.

Качественное описание составляет первую стадию отражения результатов наблюдения, протекающего как процесс квалификации наблюдаемых событий. В обыденной жизни мы употребляем для описания того, что воспринимаем, обычные "житейские" понятия.

Второй подход к описанию — это разработка систем условных названий, обозначений, искусственно созданных знаков, кодов. Чаще же категории подчиняют себе ряд единиц. Хронометраж лежит в основе применения так называемой методики временных промежутков.

Например: "он часто не ходит в школу", "он всегда теряет свои вещи" и т.

Метод наблюдения в психологических исследованиях реферат

Наряду с таким оценочным описанием событий наблюдение на основе непосредственных впечатлений может включать балльные оценки этих впечатлений. Анастази приводится пример шкал, предназначенных для выявления мнений студентов о преподавателях, читающих курс психологии 4.

Для этой цели наблюдение осуществляется не весь день, а по нескольку минут с длительными промежутками между выбранными периодами наблюдений. Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта.

Наблюдение наряду с самонаблюдением является старейшим психологическим методом. Как научный эмпирический метод наблюдение широко применяется с конца XIX века в клинической психологии, психологии развития и педагогической психологии, в социальной психологии, а с начала XX века - в психологии труда, то есть в тех областях, где особое значение имеет фиксация особенностей естественного поведения человека в привычных для него условиях, где вмешательство экспериментатора нарушает процесс взаимодействия человека со средой.

Тем самым для наблюдения особое значение имеет метод наблюдения реферат по психологии "внешней" валидности. Различают несистематическое и систематическое наблюдение: несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии.

Метод наблюдения реферат по психологии 8109513

Для исследователя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в метод наблюдения реферат по психологии условиях; систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения переменные и классифицирует условия внешней среды.

Различают "сплошное" и выборочное наблюдение: в первом случае исследователь или группа исследователей фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного метод наблюдения реферат по психологии. Во втором случае он обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует только частоту проявления агрессии либо время взаимодействия матери и ребенка в течение дня и т.

Наблюдение может проводиться непосредственно, либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К числу их относятся: аудио- фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т. Некрасову, не только дали точные зарисовки метод наблюдения реферат по психологии, поступков, элементов сознания представителей многих социальных, профессиональных сообществ, но и создали типологические образы, обобщенные социолого-художественные типы людей своего времени.

Общий гуманистический пафос их произведений, а также использованный ими метод сбора и осмысления фактов общественного бытия в значительной мере предопределили как характер более поздней прогрессивной русской литературы, так и специфику становления отечественной социологии. Наблюдение - это самый простой и наиболее распространенный из всех объективных методов в психологии.

Научное наблюдение непосредственно соприкасается с обыкновенным житейским наблюдением. Необходимо поэтому прежде всего установить общие основные условия, которым вообще должно удовлетворять наблюдение, чтобы быть научным методом.

Первое основание требование -- наличие четкой целевой установки: ясно осознанная цель должна руководить наблюдателем. В соответствии с целью должен быть определен план наблюдения, зафиксированный в схеме.

Плановость и систематичность наблюдения составляют самую существенную черту его как научного метода. Они должны исключить элемент случайности, свойственный житейскому наблюдению. Таким образом, объективность наблюдения зависит, прежде всего, от его плановости и систематичности. И, если наблюдение исходит из четко осознанной цели, то оно должно приобрести избирательный характер. Наблюдать все вообще в силу безграничного многообразия существующего совершенно невозможно.

Всякое наблюдение поэтому носит избирательный, или выборочный, частичный характер. Наблюдение становится методом научного познания лишь постольку, поскольку оно не ограничивается простой регистрацией фактов, а переходит к формулировке гипотез с тем, чтобы проверить их на новых наблюдениях.

Наблюдение за движениями объекта, экспрессией тела или лица. Он устает, адаптируется к ситуации и перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т. Более того, непредубежденное, профессионально выполненное наблюдение тем и плодотворно, что открывает перед исследователем неизвестные ему ранее пласты, "срезы" социальной действительности, дает ему возможность отойти от традиционного понимания стоящей перед ним социальной проблемы.

Действительно научно-плодотворным объективное наблюдение является в том случае, когда оно связано с установлением и проверкой гипотез. Отделение метод наблюдения реферат по психологии истолкования от объективного и выключение субъективного, производится в самом процессе наблюдения, соединенного с постановкой и проверкой гипотез.

В отличие от житейского научное наблюдение опосредовано исследовательскими целями, определяющими предмет наблюдения и область фактов, которые включаются в изучаемую реальность.

Оно опосредовано также теоретическими представлениями об изучаемой реальности и выдвигаемыми познавательными гипотезами. Для наблюдения как способа сбора данных характерна существенная особенность: теоретические представления исследователя включены не только в объяснения наблюдаемого, но и в сам процесс наблюдения, в само описание наблюдаемого.

В обыденной жизни мы отражаем окружающий нас мир в системе закрепленных в языке значений. При социально-психологическом наблюдении субъект наблюдения использует специально выделенные категории и единицы, выступающие как средства качественного описания наблюдаемой им реальности. Наблюдение целостного потока активности субъекта и его описание возможны только путем искусственного вычленения в нем определенных "единиц" активности, которым присваиваются определенные названия. Выделение этих "единиц" позволяет: а ограничить процесс наблюдения определенными рамками: в каких свойствах, проявлениях и отношениях воспринимается наблюдателем изучаемая реальность; б выбрать определенный язык описания наблюдаемого, а также способ фиксации данных наблюдения, то есть способ отчета наблюдателя о воспринимаемом явлении; в систематизировать и контролировать включение в процесс получения эмпирических данных теоретического "взгляда" на изучаемое явление.

Качественное описание составляет первую стадию отражения результатов наблюдения, протекающего как процесс квалификации наблюдаемых событий. Эмпирическим фактом наблюдавшееся явление становится только после описания его наблюдателем.

  • Сложившаяся традиция относит к эвристическому наблюдению те его виды, которые направлены на проверку гипотез.
  • Затем опытный методист разбирает учебный пример и, основываясь на данных наблюдения, разрабатывает оптимальные приемы проведения занятий по менеджменту.
  • В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс явление.
  • В зависимости от специфики наблюдаемой ситуации и исследовательских задач строится конкретная система отношений наблюдателя и наблюдаемых.
  • В этом аспекте и эксперимент, и наблюдение есть лишь разные способы получения эмпирических данных.

Все многообразные подходы к описанию явлений можно свести к двум основным типам. Первый -- описание объекта в словаре "естественного" языка. В обыденной жизни мы употребляем для описания того, что воспринимаем, обычные "житейские" понятия. Так, мы говорим: "человек улыбнулся", а не "человек растянул и приподнял уголки губ, слегка прищурив глаза".

Метод наблюдения, тестирование, методика опроса и эксперимент. Тем самым создаются предпосылки для ее объективного изучения.

И научное наблюдение может также базироваться на использовании таких единиц, если в соответствии с целями исследования четко определен их репертуар как совокупность возможных понятий, в которых фиксируются свойства наблюдаемого явления. Второй подход к описанию -- это разработка систем условных названий, обозначений, искусственно созданных знаков, кодов.

Выделение единиц наблюдения может строиться на основе теоретических представлений о наблюдаемом явлении. В этом случае средствами наблюдения являются категории -- такие единицы описания, которые получают свое понятийное значение только в определенной системе теоретических взглядов исследователя. Так, метод наблюдения реферат по психологии об одном и том же явлении можно по-разному в зависимости от знания контекста: "человек бежит" или "человек убегает".

В последнем случае в описание сертификация продукции курсовая работа двигательной активности включена интерпретация, но она связана только с включением контекста ситуации убегать можно от кого-то и т. Другой пример: "ребенок замер на месте с испуганным лицом" или "ребенок демонстрирует оборонительную реакцию в виде замирания". Во втором выражении включены понятия пассивно-оборонительной реакциикоторые уже в описании дают интерпретацию состояния ребенка с точки зрения определенной типологии его реакций.

Если в первом случае результат наблюдения описан в единицах, то во втором метод наблюдения реферат по психологии -- в системе категорий. Но категоризованное наблюдение основано не на опытности наблюдателя, а на осознанном принятии им определенного теоретического взгляда на изучаемый процесс. Условные обозначения, например графические, могут относиться и к репертуару единиц, и к системе категорий. То есть не вид обозначения, а содержание используемых понятий в их отношении к теории позволяет разграничивать единицы и категории.

Категоризованное наблюдение сводится не только к вычленению путем восприятия тех или иных единиц, но и обязательно включает этап осмысленного подведения под категорию этих единиц, то есть обобщения в самом процессе наблюдения. Иногда категорией охватывается тот же поведенческий акт, что и единицей, то есть они могут быть сопоставлены по степени расчлененности изучаемого явления и отличаться только степенью его интерпретации. Чаще же категории подчиняют себе ряд единиц.

Системой категорий в узком смысле называют такую совокупность категорий, которой охватываются все теоретически допустимые проявления изучаемого процесса.

Наблюдение как метод исследования

Существуют два основных способа получения количественных данных в ходе наблюдения: 1 психологическое шкалирование, используемое в основном в виде балльных оценок; 2 измерение времени, или хронометраж. Хронометраж лежит в основе применения так называемой методики временных промежутков. Вторым видом его является методика временных выборок, когда из целостного наблюдаемого процесса для фиксации данных выбираются отдельные определенные промежутки времени, считающиеся представительными -- репрезентативными -- для более длительного периода наблюдения.

В реальных исследованиях качественное и количественное описания событий наблюдателем обычно используются в комбинациях.

Спектакль играем шиллера рецензииРеферат чмт список литературыВиды почвенных бактерий реферат
Вводные слова в курсовой работеКто ищет миллионы весьма редко их находит эссеТитульник реферата в школе беларусь
Контрольная работа по истории античная греко римская цивилизацияПасха реферат в сокращенииРеферат внедрение фгос в доу
Инерциальные и неинерциальные системы отсчета докладДипломная работа начальная школа математикаПоэзия а с пушкина эссе

Количественные оценки могут фиксироваться непосредственно в ходе наблюдения, а могут выставляться после завершения наблюдений, включаясь в так называемый ретроспективный отчет. Основой ретроспективных оценок являются общие впечатления наблюдателя, которые при длительном наблюдении могут, например, включать частоту тех или иных непрерывность элементарных реферат эпизодов. Количественные метод наблюдения реферат по психологии могут быть прямо включены в оценочные суждения наблюдателей.

Наряду с таким оценочным описанием событий наблюдение на основе непосредственных впечатлений может включать балльные оценки этих впечатлений.

Подобного типа оценки отражают длительные неконтролируемые наблюдения в повседневной жизни, и, как показывают отдельные исследования, они могут выступать в качестве единственного или одного из главных критериев адекватности некоторых психологических тестов или оценок индивида. Методики психологического шкалирования в процессе наблюдения используются пока редко. Пример использования методики временных промежутков дают исследования поведения человека в течение рабочего дня.

Предметом наблюдений служат вербальные и невербальные акты поведения, имеющие место в определенной ситуации или среде. Именно они, метод наблюдения реферат по психологии и зарегистрированные должным образом, становятся характеристиками интеллектуального и личностного развития, динамики достижений, выраженности состояний и многого другого. При этом очень многое зависит, естественно, от наблюдательности — способности подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные, свойства предметов и явлений.

Без развития в себе такого качества невозможно эффективное выполнение исследовательской деятельности.

Метод наблюдения в психологии

Однако дело только этим не ограничивается. Если, к примеру, весьма наблюдательный человек посмотрит вокруг, не имея определенных целей наблюдения и никак не фиксируя его итогов, то он лишь увидит множество лиц и станет свидетелем различных событий.

Собранную им информацию нельзя будет рассматривать как доказательство или опровержение фактов, закономерностей, теорий. Такой человек видел и слышал многое, но не вел наблюдений в строгом значении слова. В силу этого научное наблюдение приобретает принципиальную повторяемость результатов.

Те данные, которые получил исследователь в определенных условиях, с большой вероятностью будут подтверждены другим исследователем, если он работает в тех же условиях и объект наблюдений не изменился.

[TRANSLIT]

Ибо итоги научного наблюдения, сохраняя известную субъективность, меньше зависят от личности воспринимающего, чем итоги наблюдения житейского. Как метод психологического исследования, наблюдение имеет свои сильные и слабые стороны. Богатство собираемых сведений обеспечивает анализ как вербальной информации, так и действий, движений, поступков.

Эмпирические методы познания. Наблюдение

Субъективно результаты во многом зависят от опыта, научных взглядов, квалификации, интересов, пристрастий, работоспособности исследователя. Психологическое исследование не обходится без применения на какой-либо из стадий метода наблюдения, но крайне редко метод наблюдения реферат по психологии ограничивается использованием только лишь этого метода, без подключения. Изучение сложных психических явлений требует от исследователя, как правило, последовательного применения целого комплекса эмпирических методов познания.

То есть фиксируемые явления будут проходить в естественном режиме. С другой стороны, наблюдатель никак не сможет направлять ситуацию в правильное русло, в случае необходимости. Как результат данной формы, мы получим объективные результаты, при этом ограниченные местом наблюдения и действительные только в его границах.

Цель данного исследования - сделать выводы о том, как и какие внешнее факторы, влияют на действие человека. Как проходит наблюдение Исследователь или группа исследователей ведут наблюдение и заносят результаты в так называемые протоколы.

Выделять наиболее важные этапы и события.

Метод наблюдения реферат по психологии 6652

Даже при необходимости изучения конкретного человека, лучше провести еще несколько исследований с другими людьми для сравнительного анализа. Этический вопрос Так как при использовании различных форм наблюдения возникают всевозможные этические вопросы Американской психологической ассоциацией АРАбыл создан специальный этический кодекс для исследователя. Во всех остальных случаях необходимо заручиться данным согласием. Если этого не избежать, психологи должны минимизировать ущерб.

DEFAULT3 comments