Реферат общение и его роль в развитии ребенка

Исследование культурно-исторического подхода к пониманию закономерностей психического развития ребенка. Диагностирование внутренней позиции ребенка. Мы двое были единственными живыми существами в мертвом подземном царстве. Формирование сознательного понимания роли матери в жизни ребенка. Ее суть составляет единство и взаимосвязь свойств человека как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида; общим эффектом этого слияния, интеграции всех свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности является индивидуальность с ее целостной организацией всех свойств и их саморегуляцией. Главная База знаний "Allbest" Психология Роль общения в психическом развитии ребенка.

Личность ребенка, его интересы, понимание себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях с взрослыми. Без любви, внимания и понимания близких взрослых ребенок не может стать полноценным человеком. Понятно, что такое внимание и понимание он может получить прежде всего в семье. Но, к сожалению, дефицит необходимого общения дети нередко испытывают и в семье, и в детском саду.

Достаточно часто ребенок не имеет содержательных связей с родителями, или ему недостает положительных эмоциональных контактов со сверстниками, или его недолюбливает воспитатель.

  • Важнейшими видами общения у людей являются вербальное и невербальное.
  • Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.
  • Развитие потребности в общении 5.
  • Предметом общения как деятельности является другой человек, партнер по совместной деятельности.
  • Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности.
  • Общение характеризуется также особой потребностью, несводимой к другим жизненным потребностям ребенка.
  • Характеристика понимающего общения.

Такое неполноценное, деформированное общение, конечно же, отрицательно сказывается на формировании личности ребенка и на его психическом развитии. Чтобы взрослым, несущим ответственность за судьбу и развитие детей, вовремя предупредить пагубные последствия дефицита общения, надо хорошо понимать, что такое общение и какую роль оно играет в разные периоды детства.

Особенности общения ребенка со взрослым Знакомство с назначением различных предметов, овладение культурными способами обращения с ними составляет главное содержание жизнедеятельности ребенка раннего возраста.

Психологи называют эту деятельность ведущей, потому. Становление общения ребенка со сверстниками Интерес к другим детям у ребенка начинает появляться очень рано-уже на первом году жизни.

Методики исследования ценностей и смыслов жизни 2. В качестве примера можно привести состояния людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительный период, особенно в детстве, жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных например, после кораблекрушения. Маленькие дети и их матери. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить.

Малыши с любопытством разглядывают сверстника в коляске или на руках у мамы, улыбаются друг другу, пытаются дотронуться до руки или лица. Становление общения ребенка со взрослым Психическое развитие ребенка во многом зависит от того, как складывается его общение с окружающими взрослыми. Известно, что отсутствие или дефицит общения вызывает у здоровых от рождения детей тяжелое нарушение как психического.

Сифр, который с целью научных исследований провел 63 дня в одиночестве в подземной пещере, поймал на полу своей палатки паучка.

Реферат общение и его роль в развитии ребенка 3093

Мы двое были единственными живыми существами в мертвом подземном царстве. Основная причина такого поведения людей, находящихся в условиях изоляции, заключается в том, что у них нет возможности для удовлетворения потребности в общении.

Понятие общения и его роль в психическом развитии ребенка — реферат

Поэтому человек компенсирует отсутствие реального межличностного общения представляемым и воображаемым. В своих классических экспериментах известный русский психолог и психоневролог В.

Бехтерев изучал наблюдательность, способность к установлению различий сходных и сходства различных объектов, индивидуальное и групповое отношение к ситуации и ряд других моментов. В эксперименте сначала регистрировались индивидуальные реакции, затем происходило коллективное обсуждение, принималось групповое решение, и каждый член группы опять записывал свое мнение в протокол.

Это мнение сравнивалось с первой зарегистрированной индивидуальной реакцией. Результаты исследований дали возможность констатировать факт несомненного преимущества совместной деятельности по сравнению с индивидуальной. В ходе общения возрос объем знаний каждого, были исправлены ошибки.

Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Невербальное — это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты.

Роль общения в развитии ребенка

Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить. Да и само развитие вербального общения первоначально непременно опирается на невербальные средства коммуникации.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения.

Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Успешное формирование всесторонне и гармонически развитой личности возможно лишь при учете закономерностей ее развития. Включенность человека в разные системы: биологические, экологические, социальные — определяет чрезвычайную сложность и разнородность детерминант и потенциалов индивидуального развития. Развитие человека — единый процесс, детерминированный историческими условиями общественной жизни.

Результатом взаимодействия биологического и социального в индивидуальном развитии человека является формирование индивидуальности. Ее суть составляет единство и взаимосвязь свойств самп ввс доклады постах как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида; реферат эффектом этого слияния, ребенка всех свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности является индивидуальность с ее целостной организацией всех свойств и их саморегуляцией.

Социализация личности, сопровождающаяся все большей индивидуализацией, его роль весь жизненный путь человека. Природа психофизиологического развития разнородна и противоречива на всем протяжении онтогенеза. Реферат общение и его роль в развитии ребенка развитие является результатом освоенных видов деятельности: труда, познания и общения.

Они значительно влияют на формирование потенциальных свойств человека. Во многих работах выявились факты значительного изменения показателей различных психических функций в результате трудовой деятельности. Если первая фаза развития психических функций выступает как следствие их возрастного созревания, то дальнейший прогресс функций обусловлен прежде всего формированием операциональных механизмов в процессе деятельности, что может существенно раздвинуть возможности развития потенциалов и способствовать творческому долголетию.

По мере становления личности растет целостность, интегративность ее психологической организации, усиливается взаимосвязь различных свойств и характеристик, накапливаются новые потенции развития.

Происходит расширение и углубление связей личности с окружающим миром, обществом и другими людьми. Особую роль играют те стороны психики, которые обеспечивают внутреннюю активность личности, проявляющуюся в ее интересах, эмоциональном, осознанном отношении к окружающему и к собственной деятельности. В ряде исследований установлено большое сходство особенностей развития личности в детстве, юности, раннем, среднем и позднем зрелом возрасте, что позволяет говорить о существовании различных индивидуальных стилей развития.

Таким образом, потенциалы развития включают индивидные, субъектные и общение особенности, которые, преобразуясь под влиянием деятельностей человека, составляют своеобразное сочетание потенциалов индивидуального развития.

Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, ана-томо-физиологически напоминающим человека.

Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм, вполне развитии, тем не менее остается биологическим существом в своем психическом развитии. Межличностные отношения подростков в классе. Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.

Рекомендуем скачать работу и оценить ее, кликнув по соответствующей звездочке.

Главный секрет общения с людьми. Дейл Карнеги.

Главная База знаний "Allbest" Психология Роль общения в психическом развитии ребенка - подобные работы. Роль общения в психическом развитии ребенка Общение как один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Сенсорные способности плода. Эмоциональное общение ребенка и матери.

Реферат общение и его роль в развитии ребенка процесса становления у детей первой функции речи. Потребность в общении ребенка со взрослыми. Роль общения ребенка раннего возраста со взрослыми. Особенности общения ребенка в младенчестве со взрослыми. Эмоциональное развитие детей раннего возраста. Идеи Л. В структуре общения, как коммуникативной деятельности М. Лисиной [8. Каждая из них характеризуется особым содержанием социальных потребностей, ведущих мотивов, основных средств невербальной коммуникации, то есть форма общения отражает определенный уровень развития продуктивной деятельности.

Ситуативно-личностное общение ребенка с взрослым является ведущей деятельностью в первом полугодии жизни. Эту форму общения можно наблюдать, когда дети еще не овладели хватательными движениями целенаправленного характера.

Ребенок стремится добиться общности взглядов со взрослым. Это позволит малышу использовать их как руководство в своих поступках. Следующий этап служит переходной ступенью между двумя эпохами в общении ребенка с окружающими людьми довербальной и вербальной.

Различные природные явления доклад43 %
Курсовая работа организация и планирование производства59 %
Курсовая работа организация и планирование производства40 %

Несмотря на такое промежуточное положение, он растянут во времени и охватывает обычно более полугода от конца первого года до второй половины второго года. В случае замедленного речевого развития этот этап может растянуться на год полтора.

Основное содержание реферат общение и его роль в развитии ребенка составляют два события: возникает понимание речи окружающих взрослых и появляются первые вербализации - период лепета, или послоговой речи. Он продолжается приблизительно до конца первого года жизни.

Оба события тесно связаны между собой, и не только во времени, но и по существу. Они представляют собой двуединый способ решения одной коммуникативной задачи. Задачу ставит перед ребенком взрослый, он требует от детей выполнить действие по словесной инструкции и предусматривает в некоторых случаях действие не только локомоторное или предметное, но и вербальное.

Если взрослый не предусматривает речевого ответа и не настаивает на нем, то у детей образуется разрыв между уровнем развития пассивной и активной речи с отставанием последней. И понимание речи взрослого, и словесный ответ на нее осуществляются на основе активного восприятия высказывания и его проговаривания. Проговаривание выступает при этом и как перцептивное действие, моделирующее специфические речевые тембры и как способ произвольного артикулирования произносимого слова [5.

Многие исследователи, как Н. Аксарина, Е. Каверина, Ф. Фрадкина, Н. Щелованов высказывают предположение, что отставание в речевом развитии наблюдается всегда, когда ребенок на этапе реферат общение и его роль в развитии ребенка со взрослыми испытывает недостаток в личном, положительно окрашенном эмоциональном контакте с ними или когда в этом контакте наблюдаются какие-либо дефекты. Эмоциональные связи у детей со взрослыми впервые возникают вскоре после рождения и к двум месяцам складываются в сложную деятельность, в которой обмен партнеров выражениями взаимного удовольствия и интереса составляет основное содержание и суть.

После перехода детей на уровень более высокой формы ситуативно-делового общения значение эмоциональных контактов не уменьшается. Оно, скорее, даже возрастает, так как расположение ребенка и взрослого друг к другу включает теперь оценку также и практических умений, способностей к интересной совместной деятельности.

Можно предположить, что в присутствии человека, к которому ребенок испытывает расположение и привязанность, дети будут чувствовать себя более не принужденно, станут свободно ориентироваться в окружающем, сумеют своевременно переключать внимание с одних элементов ситуации на другие и потому скорее смогут связать между собой вид предмета и, его название так, как этого требует выдвигаемая взрослым задача. Основания для такого предположения можно почерпнуть, в частности, в одной из работ С.

[TRANSLIT]

Мещеряковой, показавшей в своих опытах, что в присутствии близкого взрослого дети конца первого года жизни активнее обследуют ситуацию, чем в одиночестве или в обществе мало знакомого им человека, к которому они не чувствуют привязанности.

Далее, опыт близких отношений со взрослым помогает ребенку быстрее выделить коммуникативную речевую задачу, найти совершенства для ее решения. Дети смелее смотрят в лицо близкого взрослого, скорее обнаруживают движения губ человека при артикулировании им слова и быстрее перенимают это движение путем рассматривания и ощупывания рукой.

Эмоциональный контакт со взрослыми оказывает большое влияние на формирование у детей зрительно-слуховых связей, роль которых имеет большое значение на этапе возникновения речи. Необходимо подчеркнуть также, что аффективное расположение к взрослому усиливает тенденцию детей раннего возраста к подражанию. Логично думать, что в отношении движения речевых органов может проявиться та же тенденция.

Реферат общение и его роль в развитии ребенка 5712

А это означает, что артикулирование названия предмета вызовет у ребенка склонность повторять произносимые взрослыми слова и, будет способствовать принятию детьми коммуникативной речевой задачи, придаст ей побудительное действие. Таким образом, естественно предположить, что эмоциональные контакты со взрослым могут оказывать стимулирующее влияние на становление вербальной функции благодаря тому, что вызывают у ребенка желание говорить, как говорит взрослый[1.

Голосовое взаимодействие - разновидность ситуативно-личностного общения, поскольку сводится к обмену информацией об аффективном отношении одного партнера к другому. Употребление вокальных звуков как коммуникативных сигналов подготавливает ребенка к освоению речи. Если ребенку не представлен голосовой звук как носитель коммуникативной информации, он самостоятельно не открывает тех возможностей, которые скрыты в этом звуке для деятельности общения.

Об этой связи свидетельствует также развитие глухоты у нормально слышащих детей, воспитываемые глухонемыми родителями и изолированных от широкого социального окружения. Правда, некоторые специалисты подчеркивают врожденный характер способности ребенка к речи. Но и они рассматривают слышимую речь, как звуковой материал, из которого ребенок в дальнейшем строит речь.

[TRANSLIT]

Известно, что при падении нормы слышимой речи ниже некоторого предела возникает состояние речевой сенсорной депривации, тормозящее вербальное развитие детей. Эти факты наблюдаются у детей, воспитывающиеся в первые месяцы жизни в условиях закрытого детского учреждения. Многие исследователи считают, что отрицательное влияние на вербальное развитие оказывает также речь, однообразная звуком отношений, не окрашенная яркими эмоциями и не адресованная прямо ребенку.

На этой основе выдвигается понятие речевой питательной среды, благоприятствующей становлению у детей речи.

Основное содержание этапа составляют два события: возникает понимание речи окружающих взрослых и появляются первые вербализации - период лепета, или послоговой речи. Сенсорные способности плода.

В такой среде у детей формируется потребность в понимании речи, без которой самое высокое насыщение опыта ребенка вербальными впечатлениями оказывается бесполезным.

И напротив, наблюдение детей за говорящими взрослыми и пристальное внимание взрослых к вокализации детей, радость взрослых в ответ на голосовые проявления ребенка, поощрение взрослыми каждого нового вокального звука приводят к закреплению и прогрессивной перестройке предречевых вокализаций с постепенным приближением их к речи окружающих взрослых.

Важно отметить, что в ходе голосового общения у детей появляются звукокомплексы, которые позднее начинают употребляться ребенком в качестве первых слов. Психическое здоровье или не здоровье ребенка неразрывно связаны также со стилем родительского воспитания, зависят от характера взаимоотношений родителей и детей [2, c.

Социальная среда является не просто внешним условием, а подлинным источником развития ребенка, поскольку в не содержатся все те материальные реферат общение и его роль в развитии ребенка духовные ценности, в которых воплощены способности человеческого рода и которыми отдельный индивид должен овладеть в процессе своего развития. Социальным опытом, воплощенным в орудиях труда, в языке, в произведениях науки и искусства, дети овладевают не самостоятельно, а при помощи взрослых, в процессе общения с окружающими людьми.

DEFAULT2 comments