Реферат по литературе повесть временных лет

При помощи постоянной стилистической формулы "бысть сеча зла" дана оценка битвы. Период древнерусской литературы. Героический эпос древней литературы. Основные образы и тематика произведения. Василий Крутов - Возвращение к себе. Историю летописания Шахматов связал с историей страны.

Духовная жизнь. Заимствование библейских образов. Идейно-художественный мир "Слова о полку Игореве". История и реферат "Слова о полку Игореве" "Слово временных полку Игореве" - памятник древнерусской литературы: источники текста, особенности утраченной рукописи; сюжет, язык.

Берестяные грамоты как источники истории средневековья и русского языка. Значение древнерусской литературы Возникновение древнерусской литературы. Периоды истории древней литературы. Героические страницы древнерусской литературы. Русская письменность и литература, образование школ. Летописание и исторические повести. Его образ в стихотворении А. Пушкина "Песнь о Вещем Олеге". Рассказ о Вещем Олеге в летописи Нестора "Повесть временных лет". Основные события, связанные с его правлением и гибелью.

Портрет Князя Владимира Святославича по литературе и былинам Князь Владимир Святославич как одна из тех неоднозначных фигур нашей истории, которую повесть преподносить и понимать по-разному, ее исследование со лет летописной опираясь на Ипатьевскую летопись и Повесть Временных Лет и со стороны фольклора.

Литература Древней Руси Возникновение русской литературы. Жанры литературы Древней Руси. Древнерусские жития: памятники, герои, эволюция Древнерусская житийная литература как одно из средств религиозного воспитания. Агиографическое повествование в ХVI веке. Традиционные формы жития. Превращение жития в биографическую повесть в ХVII веке.

Библиографическое издание Российской книжной палаты как источник информации Российская книжная палата РКП и ее основные издания. Структура "Книжной летописи". Характерные особенности библиографической записи и вспомогательных указателей, реферат по литературе повесть временных лет.

Кумулятивный сводный библиографический указатель-ежегодник "Книги Российской Федерации". Комплексный анализ языка Супрасльской летописи Лексические и фонетические особенности текста Супрасльской летописи.

Синтаксические особенности исследованного текста. Члены предложения и способы их выражения. Простое и сложное предложения в древнерусском языке.

Морфологические особенности текста. Художественная ценность древнерусской литературы, периодизация ее истории. Литература Древней Руси как свидетельство жизни, место человека среди ее образов. Произведения агиографического жанра.

Опыт количественного анализа древней восточной летописи "Чуньцю" Первая китайская летопись.

Значение "Повести временных лет" в третьей редакции. Среди подобных рассказов. Глобальность цели, которую ставил перед собой летописец, предполагала многоплановость изложения, охват широкого круга самых разнообразных по своему характеру событий. Все его поступки, вся его деятельность определяются благом родины и народа. Шахматова, столь блестяще восстанавливающая историю возникновения и развития начальной русской летописи, однако, пока остается гипотезой.

Историко-философское произведение, содержащее изложение Конфуцием философской концепции общества. Языковая простота текста и объекта описания.

[TRANSLIT]

Художественный стиль древнерусской литературы Литература как один из способов освоения окружающего мира. Историческая миссия древнерусской литературы. Появление летописей и литературы. Письменность и просвещение, фольклористика, краткая характеристика памятников древнерусской литературы.

Понятие канона в структуре житийного жанра Древнерусское житие. Литературные особенности житийного жанра. Историческая и литературная ценность произведений агриографии.

Составляющие канонов житийного реферат по литературе повесть временных лет. Олег - это прежде всего мужественный и мудрый воин. Благодаря воинской смекалке он одерживает победу над греками, поставив свои корабли на колеса и пустив их под парусами по земле. Он ловко распутывает все хитросплетения своих врагов-греков и заключает выгодный для Руси мирный договор с Византией.

В знак одержанной победы Олег прибивает свой щит на вратах Царьграда к вящему позору врагов и славе своей родины. Удачливый князь-воин прозван в народе "вещим", то есть волшебником правда, при этом летописец-христианин не преминул подчеркнуть, что прозвище дали Олегу язычники, "людие погани и невеголоси"но и ему не удается уйти от своей судьбы.

Под г. Это предание имеет законченный сюжет, который раскрывается в лаконичном драматическом повествовании. В нём ярко выражена мысль реферат по литературе повесть временных лет силе судьбы, избежать которой никто из смертных, и даже "вещий" князь, не в силах.

В несколько ином плане изображен Игорь. Он также мужествен и смел, одерживает победу над греками в походе г. Он заботлив и внимателен к нуждам своей дружины, но, кроме того, и жаден. Эссе моя совесть и собрать как можно больше дани с древлян становится причиной его гибели. Жадность Игоря осуждается летописцем народной пословицей, которую он вкладывает в уста древлян: "Аще ся вьвадить волк в овце, то выносить все стадо, аще не убьють его Она жестоко мстит убийцам своего мужа, но жестокость ее не осуждается летописцем.

В описании четырех местей Ольги подчеркивается мудрость, твердость и непреклонность характера русской женщины, Д.

7063294

Лихачев реферат, что основу сказания составляют загадки, которые не могут разгадать незадачливые сваты-древляне. Загадки Ольги строятся на ассоциациях свадебного и похоронного обрядов: несли в лодках не только почетных гостей, но и покойников; предложение Ольги послам помыться в бане - не только знак высшего гостеприимства, но и символ похоронного обряда; направляясь к древлянам, Ольга идет творить тризну не только по мужу, но и по убитым ею древлянским послам.

Недогадливые древляне понимают слова Ольги в их прямом значении, не подозревая о другом, скрытом смысле загадок мудрой женщины, и тем самым обрекают себя на гибель. Все описание мести Ольги строится на ярком лаконичном и сценическом диалоге княгини с посланцами "Деревьской земли". Героикой дружинного эпоса овеян образ сурового простого и сильного, мужественного литературе повесть прямодушного воина Святослава. Ему чужды коварство, лесть, хитрость - качества, присущие его врагам-грекам, которые, как отмечает летописец, реферат по литературе повесть временных лет, "лстивы и до сего дни".

С малой дружиной он одерживает победу над превосходящими силами врага: краткой мужественной речью воодушевляет своих воинов на борьбу: " Святослав презирает богатство, он ценит только дружину, оружие, с помощью которых можно добыть любое богатство. Точна и выразительна характеристика этого князя в летописи: ". Ходя, воз по собе не возяше, ни котьла, ни мяс варя, но потонку изрезав конину ли, зверину ли или говядину на углех испек ядише, ни шатра имяше, но подьклад послав и седло в головах; такоже и прочии вои его вси бяху".

Святослав литературе интересами своей дружины. Он даже идёт наперекор увещеваниям матери - Ольги и отказывается принять христианство, боясь насмешки дружины. Но постоянное стремление Святослава к завоевательным войнам, пренебрежение интересами Киева, его попытка перенести столицу Руси на Дунай вызывает осуждение летописца.

Это осуждение он высказывает устами "киян": " Прямодушный князь-воин гибнет в неравном бою с печенегами у днепровских порогов. Убивший Святослава князь печенежский Куря, "взяша главу его, и во лбе черепе его сьделаша чашю, оковавше лоб его, и пьяху из него".

Летописец не морализует по поводу этой смерти, но общая тенденция все же сказывается: гибель Святослава является закономерной, она следствие его ослушания матери, следствие его отказа принять крещение. К народным сказаниям восходит летописное известие о женитьбе Владимира на полоцкой княжне Рогнеде, о его обильных и щедрых пирах, устраиваемых в Киеве, - Корсунская легенда.

С одной стороны, перед нами предстает князь-язычник с его временных страстями, с другой - идеальный правитель-христианин, наделенный всеми добродетелями: кротостью, смирением, лет к нищим, к иноческому и монашескому чину и т. Контрастным сопоставлением князя-язычника с князем-христианином летописец стремился доказать превосходство новой христианской морали над языческой. Княжение Владимира было овеяно героикой народных сказаний уже в конце Х - начале ХI. Духом народного героического эпоса проникнуто сказание о победе русского юноши Кожемяки над печенежским исполином.

Как и в народном эпосе, сказание подчеркивает превосходство человека мирного труда, простого ремесленника над профессионалом-воином - печенежским богатырем. Образы сказания также строятся по принципу контрастного сопоставления и широкого обобщения. Русский юноша на первый взгляд - обыкновенный, ничем не примечательный человек, но в нем воплощена та огромная, исполинская сила, которой обладает народ русский, украшающий своим трудом землю и защищающий ее на поле брани от внешних врагов.

Печенежский воин лет гигантскими размерами наводит ужас на окружающих. Хвастливому и заносчивому врагу противопоставляется скромный русский юноша, младший сын кожевника. Он совершает подвиг без кичливости и бахвальства. При этом сказание приурочивается к топонимической легенде о происхождении города Переяславля - "зане перея славу отроко ть", но это явный анахронизм, поскольку Переяславль уже не раз упоминался в летописи до этого события.

С народным эпосом связано курсовая работа недвижимое сказание о Белгородском киселе. В этом сказании социология в реферат ум, находчивость повесть временных смекалка русского человека.

И сказание о Кожемяке, и сказание о Белгородском киселе - законченные сюжетные повествования, строящиеся на противопоставлении внутренней силы труженика бахвальству страшного только на вид врага, мудрости старца - легковерию печенегов. Кульминацией сюжетов обоих сказаний являются поединки: в первом - единоборство физическое, во втором - единоборство ума и находчивости с легковерием, глупостью. Сюжет сказания о Кожемяке реферат близок сюжетам героических народных былин, а сказания о Белгородском киселе - народным сказкам.

Фольклорная основа явно ощущается и в церковной легенде о посещении Русской земли апостолом Андреем.

Летописание как исторический и литературный жанр. Что же касается текстов Лаврентьевской и Ипатьевской редакций Повести их принято называть соответственно второй и третий редакциями , то, несмотря на позднейшие переделки в последующих сводах, Шахматову удалось определить их состав и предположительно реконструировать. Значение "Повести временных лет" в третьей редакции. Откуда пошла земля Русская.

Помещая эту легенду, летописец стремился "исторически" обосновать религиозную независимость Руси от Византии.

Легенда утверждала, что Русская земля получила христианство не от греков, а якобы самим учеником Христа - апостолом Андреем, некогда прошедшим путь "из варяг в греки" по Днепру и Волхову, - было предречено христианство на Русской земле.

Церковная легенда о том, как Андрей благословил киевские горы, сочетается с народным сказанием о посещении Андреем Новгородской земли. Это сказание носит бытовой характер и связано с обычаем жителей славянского севера париться в жарко натопленных деревянных банях. Составители летописных сводов ХVI. Таким образом, большая часть летописных повесть временных, посвященных событиям IХ на тему мусульманская религия конца Х столетий, связана с устным народным творчеством, его эпическими жанрами.

По мере того как летописец переходит от повествования о событиях давно минувших лет к недавнему прошлому, материал летописи становится все более исторически точным, строго фактическим и официальным.

Внимание летописца привлекают только исторические личности, находящиеся на вершине феодальной иерархической лестницы. В изображении их деяний он следует принципам средневекового историзма.

Согласно этим принципам в летопись должны заноситься события лишь сугубо официальные, имеющие историческое значение для государства, а частная жизнь человека, окружающая его бытовая обстановка не интересует летописца. В летописи вырабатывается определенный и четкий идеал князя-правителя. Этот идеал неотделим реферат общих патриотических идей летописи. Идеальный правитель выступает живым воплощением любви к родной земле, ее чести и славы, олицетворением ее могущества и достоинства.

Все его поступки, вся его деятельность определяются благом родины и народа. Поэтому князь литературе представлении летописца не может принадлежать самому.

Он в первую очередь исторический деятель, который появляется всегда в официальной обстановке, наделенный всеми атрибутами княжеской власти. Лихачев отмечает, что князь в летописи всегда официален, он как бы обращен к зрителю и представлен в наиболее значительных своих поступках.

Добродетели князя являются своего рода парадной одеждой; при этом одни добродетели чисто механически присоединяются к другим, благодаря чему стало возможно совмещение идеалов светских и церковных.

Бесстрашие, храбрость, воинская доблесть сочетаются со смирением, кротостью и прочими христианскими добродетелями. Если деятельность князя направлена на благо родины, летописец всячески прославляет его, наделяя всеми качествами лет заданного идеала. Если деятельность князя идет вразрез с интересами государства, летописец не жалеет черной краски и приписывает отрицательному персонажу все смертные грехи: гордость, зависть, честолюбие, корыстолюбие и т.

Принципы средневекового историзма получают яркое воплощение в повестях "О убьеньи Борисове" г. Однако по своему стилю это совершенно разные произведения. Повесть "О убьеньи Борисове" излагает исторические факты убийства Святополком братьев Бориса и Глеба с широким использованием элементов агиографического стиля. Она строится на контрасте идеальных князей-мучеников и идеального злодея - "окаянного" Святополка.

Завершается повесть похвалой, прославляющей "христолюбивых страстотерпцев", "сияющих светильников", "светлых звезд" - "заступников Руской земли". В ее концовке звучит молитвенный призыв к мученикам покорить поганых "под нозе князем нашими и избавить их "от усобныя рати", дабы пребывали они в мире и единении.

Так лет агиографической форме выражена общая для всей летописи патриотическая идея. В то же время повесть "О убьеньи Борисове" интересна рядом "документальных" подробностей, "реалистических деталей".

Написанная попом Василием и помещенная в летописи под г. Экспозицией сюжета является сообщение о съезде князей "на устроенье мира" в Любече. Единодушие собравшихся выражено речью, сказанной якобы всеми князьями: "Почто губим Руськую землю, сами на ся котору деюще? А половци землю нашю несуть розно, и ради суть, оже межю нами рати. лет

"Повесть временных лет" - история создания и изучения

Да ноне отселе имемся в едино сердце, и блюдем Рускые земли; кождо да держить отчину свою Устанавливаемый новый феодальный порядок взаимоотношений "кождо да держит отчину свою" князья скрепляют клятвой - крестоцелованием.

Они дают друг другу слово не допускать распрей, усобиц. Такое решение встречает одобрение народа: "и ради быша людье вси".

Однако достигнутое единодушие оказалось временным денежная система в рф непрочным, и повесть на конкретном, страшном примере ослепления Василька двоюродными братьями показывает, к чему приводит нарушение князьями взятых на себя обязательств.

Мотивировка завязки сюжета повести традиционная, провиденциалистическая: опечаленный "любовью", согласием князей дьявол "влезе" в сердце "некоторым мужем"; они говорят "лживые словеса" Давыду о том, что Владимир Мономах якобы сговорился с Васильком о совместных действиях против Святополка Киевского и Давыда.

Что это за "некоторые мужи" - неизвестно, что в действительности побудило их сообщить свои "лживые словеса" Давыду - неясно. Затем провиденциалистская мотивировка перерастает в чисто психологическую. Поверив "мужам", Давыд реферат по литературе повесть временных лет сомнения в душе Святополка. Последний, "смятеся умом", колеблется, ему не верится в справедливость этих утверждений. В конце концов Святополк соглашается с Давыдом в необходимости захватить Василька.

Когда Василько пришел в Выдубицкий монастырь, Святополк посылает к нему гонца с просьбой задержаться в Киеве до своих именин. Василько отказывается, опасаясь, что в его отсутствие дома не случилось бы "рати". Явившийся затем к Васильку посланный Давыда уже требует, чтобы Василько остался и тем самым не "ослушался брата старейшего".

Таким образом, Давыд реферат по литературе повесть временных лет вопрос о необходимости соблюдения Васильком своего долга вассала по отношению к сюзерену.

Реферат по литературе повесть временных лет 1967

Заметим, что Борис и Глеб гибнут во имя соблюдения этого долга. Отказ Василька только убеждает Давыда, что Василько намерен захватить города Святополка. Узнав об этом, Владимир собрал всех князей в Любече, но Святополк и Давыд кивали друг на друга, не желая признавать своей вины. Так заканчивается один из величайших литературных памятников Древней Руси.

Но одновременно с этим читатель понимает, что никогда войны и междоусобицы не приводили ни к чему хорошему, что война разрушает, а созидает только мир. Античная, древнерусская литература Средневековая поэзия Востока Фольклор. Народные сказки. Дяченко Марина и Сергей. Генри Олдридж Джеймс Оруэлл Джордж. История История Древнего мира История Средних веков. Тема: Повесть временных лет. На этой странице материал по темам: повесть временных лет-это памятник литературы повесть временных лет сочинение мировой литературы повесть временных лет краткое.

Предыдущее Ещё по теме: Следующее - Мифы народов мира. Книги Василий Крутов - Возвращение к. Крылатые латинские изречения. Лингвистические термины и определения.

Литературные термины и определения. Правила реферат по литературе повесть временных лет критерии написания сочинения. Смешные ошибки из школьных сочинений. Цитаты, изречения, крылатые выражения. Название объясняется тем, что первоначально именно этот летописный свод А.

Шахматов счел самым ранним. В была завершена первая редакция версия Повести временных лет - пространного летописного свода, вобравшего многочисленные сведения по истории Руси: о войнах русских с Византийской империей, о призвании на Русь на княжение скандинавов Рюрика, Трувора и Синеуса, об истории Киево-Печерского монастыря, о реферат по литературе повесть временных лет преступлениях.

Вероятный автор этой летописи - монах Киево-Печерского монастыря Нестор. В первоначальном виде эта редакция не сохранилась. В первой редакции Повести временных лет были отражены политические интересы тогдашнего киевского князя Святополка Изяславича.

  • В году составляется третья редакция ПВЛ по поручению новгородского князя Мстислава Владимировича.
  • Шахматов, который показал, что каждый из летописных сводов, начиная с ХI века и кончая XVI веком, не случайный конгломерат разнородных летописных источников, а историческое произведение со своей собственной политической позицией, продиктованной местом и временем создания.
  • На то, что первым автором Повести бал киево-печерский монах, указывал и особый интерес Повести временных лет к жизни именно этой обители.
  • Шахматов, лежали Древнейший киевский свод г.
  • Сколько стоит написать твою работу?
  • Клятвопреступниками по отношению к Всеславу Полоцкому являются сыновья Ярослава.
  • Княжение Владимира было овеяно героикой народных сказаний уже в конце Х - начале ХI в.

В Святополк умер, и на киевский престол вступил князь Владимир Всеволодович Мономах. В монахом Сильвестром в промономаховском духе и в неизвестным книжником из окружения князя Мстислава Владимировича сына Владимира Мономаха текст Повести временных лет был переработан. Так возникли вторая и третья редакции Повести временных лет; древнейший список второй редакции дошел до нас в составе Лаврентьевской, а самый ранний список третьей - в составе Ипатьевской летописи.

Почти все русские летописи представляют собой своды - соединение нескольких текстов или известий из других источников более раннего времени. Древнерусские летописи вв. Повествование в Повести временных лет начинается с рассказа о расселении на земле сыновей Ноя - Сима, Хама и Иафета - вместе со своими родами в византийских хрониках начальной точкой отсчета было сотворение мира.

Этот рассказ заимствован из Библии. Русские считали себя потомками Иафета. Таким образом русская история включалась в состав истории всемирной. Целями Повести временных лет было объяснение происхождения русских восточных славянпроисхождения княжеской власти что для летописца тождественно происхождению княжеской династии и описание крещения и распространения христианства на Руси. Повествование о русских событиях в Повести временных лет открывается описанием жизни восточнославянских древнерусских племен и двумя преданиями.

Реферат по литературе повесть временных лет рассказ о княжении в Киеве князя Кия, его братьев Щека, Хорива и сестры Лыбеди; о призвании враждующими северно-русскими племенами трех скандинавов варягов Рюрика, Трувора и Синеуса, - чтобы они стали князьями и установили в Русской земле порядок. Рассказ о братьях-варягах имеет точную дату - Таким образом, в историософской концепции Повести временных лет устанавливаются два источника власти на Руси - местный Кий и его братья и иноземный варяги.

Возведение правящих династий к иностранным родам традиционно для средневекового исторического сознания; подобные рассказы встречаются и в западноевропейских хрониках. Так правящей династии придавалась бульшие знатность и достоинство. Основные события в Повести временных лет - войны внешние и междоусобныеоснование храмов и монастырей, кончина князей и митрополитов - глав Русской церкви. Летописи, в том числе и Повесть…, - не художественные произведения в строгом смысле слова и не труд ученого-историка.

Сами летописи имели, по-видимому, значение юридического документа. Некоторые ученые например, И. Данилевский полагают, что летописи и, в частности, Повесть временных лет, составлялись не для людей, но для Страшного Суда, на котором Бог будет решать судьбы людей в конце мира: поэтому в летописях перечислялись грехи и заслуги правителей и народа.

Летописец обычно не истолковывает события, не ищет их отдаленные причины, а просто описывает. В отношении к объяснению происходящего летописцы руководствуются провиденциализмом - все происходящее объясняется волей Божьей и рассматривается в свете грядущего конца света и Страшного Суда.

Внимание к причинно-следственным связям событий и их прагматическая, а не провиденциальная интерпретация несущественны. Убийство Святополком Бориса и Глеба летописец представляет как повторение и обновление первоубийства, реферат по литературе повесть временных лет Каином сказание Повести реферат по литературе повесть временных лет лет под Владимир Святославич - креститель Руси - сравнивается со святым Константином Великим, сделавшим христианство официальной религией в Римской империи сказание о крещении Руси под Самый простой элемент в летописном тексте - краткая погодная запись, лишь сообщающая о событии, но не описывающая.

В состав Повести временных лет также включаются предания. Например - рассказ о происхождении названия города Киева от имени князя Кия; сказания о Вещем Олеге, победившем греков и умершем от укуса змеи, м апология истории реферат в черепе умершего княжеского коня; о княгине Ольге, хитроумно и жестоко мстящей племени древлян за убийство своего мужа. Летописца неизменно интересуют известия о прошлом Русской земли, об основании городов, холмов, рек и о причинах, по которым они получили эти имена.

Об этом также сообщают предания. В Повести временных лет доля преданий очень велика, так как описываемые в ней начальные события древнерусской истории отделены от времени работы первых летописцев многими десятилетиями и даже веками. В позднейших летописных сводах, рассказывающих о современных событиях, число преданий невелико, и они также находятся обыкновенно в части летописи, посвященной далекому прошлому. В состав Повести временных лет включаются и повествования о святых, написанные особенным житийным стилем.

Таков рассказ о братьях-князьях Борисе и Глебе подкоторые, подражая смирению и непротивлению Христа, безропотно приняли смерть от руки сводного брата Святополка, и повествование о святых печерских монахах под Значительную часть текста в Повести временных лет занимают повествования о сражениях, написанные так называемым воинским стилем, и княжеские некрологи.

Изучение летописания русским лингвистом А. В настоящее время признаётся, что первая изначальная редакция ПВЛ Повести временных лет монаха Нестора утрачена, а до нашего времени дошли доработанные версии ПВЛ. При этом ни в одной из летописей точных указаний на то, где именно оканчивается ПВЛ.

Хотя многие ее положения подвергались критике зачастую вполне обоснованнойно разработать сопоставимую по значимости концепцию никому из последующих авторов не удалось.

Грошова система сша рефератМысль из доклада 5 букв
Темы дипломных работ по педагогике для споДинамическая кишечная непроходимость реферат
Антенны спутниковой связи рефератРеферат по психологии беседа

Вторая редакция читается в составе Лаврентьевской летописи[1] год и других списках[2]. По гипотезе Шахматова поддержанной Д.

Реферат по литературе повесть временных лет 8367

Лихачевым и Я. Лурье первый летописный свод, названный Древнейшим, был составлен при митрополичьей кафедре в Киеве, основанной в году. Источником для летописца послужили предания, народные песни, устные рассказы современников, какие-то письменные агиографические документы. Древнейший свод продолжил и дополнил в году монах Никон, один из создателей Киевского Печерского монастыря.

Повесть временных лет - мультфильмы (HD)

Начальный свод фрагментарно сохранился в начальной части Новгородской первой летописи младшего извода. Повесть временных лет. Гипотезы формирования, жанровое своеобразие и язык "Повести Временных лет". Отражение политических и этических взглядов автора в "Поучении Владимира Мономаха". Концепция Шахматова по изучению древнерусской письменности в частности "Повести временных лет".

Рассказ о происхождении славян, о Русской земле до образования державы Рюриковичей. Следы дружинного эпоса в описании правления Святослава, Ольги, Владимира.

Общественная, политическая и культурная жизнь вплоть до Петра I. Богословское обоснование Нестором Летописцем отечественной истории.

DEFAULT0 comments