Истина как философская проблема реферат

Различия внутри её проходят по вопросу отражаемой действительности и по вопросу о механизме соответствия. Эта позиция характерна для трансцендентального идеализма И. Гоббс, Локк, Юм источник заблуждения видят в ошибке суждения. Единство относительности и абсолютности, объективности и субъективности в знании определяет еще одно свойство истины - динамичность. Проблема критерия истины. Человеческий разум, устремленный к истине, неизбежно впадает в различные заблуждения. Однако только диалектический материализм дал научное обоснование вопроса об истине.

Камал театры реферат татарчаДоклад о бородинском хлебеКонтрольная работа логистика и маркетинг
Эссе александр 1 егэЛитий реферат по химииДоклад история развития бух учета

Но, практика играет решающую роль, ибо её законы - это законы реального мира, который преобразуется в этом процессе. Назовем важнейшие формы практики: Это - материальное производство труд. Практика и познание тесно связаны, практика имеет познавательную сторону, а познание - практическую. Практика является источником информации для познания, в том числе и военного.

Формы военной практики:. Она пронизывает все его стороны, ставит проблемы, обнаруживает новые свойства и стороны мира, обеспечивает познание техническими средствами. Проверка знания практикой не есть одноразовый акт, а есть длительный процесс, носящий исторический, противоречивый характер. Это означает, что критерий практики одновременно и абсолютен и относителен. Абсолютен в том смысле, что только практика может окончательно доказать какие-либо положения.

Относителен потому, что сама практика развивается, совершенствуется и потому не может в каждый данный момент доказать истинность развивающегося знания. Вот почему, возникает необходимость дополнения практики иными критериями, которые дополняют, но не отменяют или заменяют. Особо важен логический критерий истины, сочетающий и формально-логический и диалектический методы, а также аксиологический критерий.

Своеобразны подходы к пониманию истины и её критерия у М. Хайдеггера и К Лоппера. Сущность истины открывается как свобода человека, считает Хайдеггер. Истина - образец, утверждает Поппер.

Заблуждение как противоположность истины - дело рук истина как философская проблема реферат, следствие его ошибок, свободы, хотения. Правда - истина на деле, истина в образе, благе, честности, справедливости, поступать по правде, значит поступать по истина как философская проблема реферат, по справедливости Вл. Тем самым правда, шире чем истина, так как включает в своё определение и мораль.

С другой стороны, это свидетельство о аксиологическом аспекте истины. Таким образом, практика является наиболее точным критерием позволяющим отличить заблуждение от истины, при дополнении другими критериями обеспечивает процесс познания истины.

Вместе с тем, в формировании инженерного мышления важнейшим было и остаётся приобщение к науке, научной истине.

[TRANSLIT]

Достижение последней связанно с соотношением веры и знания. В предыдущей лекции мы отмечали наличие научных и все научных форм познания. Классификация форм знания и по сей день является во многом дискуссионной. Мы же попытаемся выделить некоторые формы и рассмотреть их основные особенности. Уже на ранних этапах истории существовало обыденно-практическое познание, поставляющее элементарные сведения о природе, истина как философская проблема реферат, социальных связях и т.

Основой данной формы познания является опыт повседневной жизни, практики людей. Знания эти носят хотя и прочный, но хаотический, разрозненный характер набор сведений, правил и т. Сфера обыденного познания включает в себя здравый смысл, верования, приметы, традиции, предания, назидания, интуитивные убеждения, предчувствия и пр. Важно и мифологическое познание. Его специфика в том, что оно представляет совой фантастическое отражение реальности, является безсознательно-художественной переработкой природы и общества народной фантазией, но и 2-е, это своеобразное моделирование мира в метафорах и обобщениях, имеющих и логическую природу.

Ему свойственно: слитность с эмоциональной сферой, неотчётливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, происхождения и сущности явлений.

Значение мифологического познания в его обращенности к культуре. Художестеенно-0бразная истина как философская проблема реферат познания, наиболее проявившаяся в искусстве, хотя полностью, целиком не сводима к познанию, но через систему художественных образов - позволяет раскрыть истину. Поскольку в структуру любого произведения искусства включаются знания о людях их характерах, о странах и народах, обычаях, нравах, быте, об их чувствах, мыслях и т. Одними из древнейших форм познания является философское познание речь о нём шла в 1 лекции и религиозное познание.

Истина как философская проблема реферат 3701

Особенностью последнего есть то, что, будучи фантастическим отражением земных, природных и социальных сил оно содержит в себе определённые знания о действительности. Хотя и не в теоретической форме. Религиозное познание не выполняет функций производства объективного знания, носящего всеобщий, целостный, самоценный и доказательный характер. О научном познании и его особенностях мы уже говорили.

Новая истина порождает новое заблуждение на новом уровне. Вновь полученная истина как более высокий уровень познания позволяет выявить моменты истины в прошлом заблуждении и уточнить как рамки истины, так рамки заблуждения.

  • Развитие науки происходит на основе 2-х взаимосвязанных тенденций: дифференциации и интеграции.
  • Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как "справедливость", "добро", "смысл жизни".
  • Например, невозможно найти такой тип практики, который позволил бы проверить теоретические идеи высшей математики или квантовой физики, суждения о прошлом в исторической науке, философское знание.
  • Истина Реферат.
  • И заблуждения эти обусловлены, как правило, либо его ограниченностью, либо неадекватными претензиями.
  • Ламетри, Дидро, Гольбах, Гельвеций и другие французские материалисты источник заблуждения видели в инстинкте подчинения личности личному интересу, социальной группы — групповому интересу, господствующих слоев — политическому интересу.

Новая истина, вовлекаясь в научное исследование, включается в заблуждение, переходит в него как в свой предмет исследования. В дальнейшем процессе познания у истины выявляются моменты заблуждения, выясняется, что долю истины выдавали за полную истину или, что то же самое, моменты заблуждения выдавали за истину. Заблуждение превращается в истину в следующем смысле. В процессе восхождения познания выясняется: то, что выдавалось за заблуждение, оказывается истиной; то, что выдавалось за долю истины, оказывается полной истиной, т.

В процессе познания действительное заблуждение становятся истиной и опредмечивается, реализуется. Практика является основой, критерием, решающим условием взаимопревращения истины и заблуждения. Вместе с тем сама практика есть естественно — исторический процесс, не зависящий от воли и сознания людей Тем самым вопрос о соотношении истины и заблуждения тесно смыкается с проблемой взаимосвязи и взаимоперехода абсолютной и относительной истины.

Последняя же — это истина для определенного места и данного времени при конкретных обстоятельствах; за пределами этих рамок она может стать заблуждением, но сумма относительных истин, непрерывно добываемых наукой, слагается в истину абсолютную, на всех этапах достижения которой практически невозможно избежать заблуждений, особенно в сложно детерминированном процессе социального познания. При этом следует особо отметить тот факт, что если вопрос о соотношении абсолютной и относительной истины достаточно полно исследован в трудах философов, то вопрос о взаимной детерминированности и взаимопереходе относительной истины и заблуждений как ступеней достижения этой истины в современной научной и философской литературе практически не разработан.

И хотя в свое время еще Г. Гегель справедливо отмечал, что заблуждение не есть иррациональное начало в познании, оно не равно познанию, однако же, многие виды заблуждений в определенных социальных условиях могут стать истиной.

Ведь сама смена философских систем и учений друг другом есть прогрессирующее развитие и расширение истины. Курсовые работы по прикладной математике — понятие, в котором собираются все знания о возможных следствиях, вытекающих из практического действия или теоретических усилий. Поскольку познание есть отражение, воспроизведение действительности, то, следовательно, истинным является такое знание, которое правильно, верно отображает, воспроизводит эту действительность Таким образом, истина — это знание, соответствующее тому, что есть в действительности.

Содержание этих суждений образует то, что есть на самом деле, реально. Истинным может быть знание, а не объект истина как философская проблема реферат. Истина не есть нечто застывшее, раз и навсегда данное, статичное. Она представляет собой процесс, в котором человек как субъект познания идет от незнания к знанию, от знания неполного, истина как философская проблема реферат, относительного к знанию более полному, точному, абсолютному. Истина достигается не. Абсолютная и относительная истины различаются лишь степенью проникновения сознания в предметы, явления и процессы внешнего мира, степенью полноты и точности их отражения Истину следует отличать от заблуждения.

Заблуждение — постоянный спутник истины. Нередко истина как философская проблема реферат, на протяжении длительного времени считающееся истинным, оказывается заблуждением. Яркий пример тому геоцентрическая картина мира, признававшаяся на протяжении многих веков как непререкаемая истина. Однако Н. Коперник в XVI веке показал, что истиной является гелиоцентрическая картина мира, в которой центром солнечной системы признается не Земля, а Солнце.

Истина как философская проблема реферат 9584

Мысль, верная в одних условиях, может стать ложной в. Даже те суждения, которые считаются надежными и истинными, нередко содержат в себе долю заблуждения.

Заблуждение — это искаженное отражение действительности, это знание, которое не соответствует тому, что есть на самом деле. Люди редко достигали истины без ошибок, минуя заблуждение. Человеческий разум, устремленный к истине, неизбежно впадает в разного рода заблуждения.

Тема: Истина

И заблуждения эти обусловлены, как правило, либо его ограниченностью, либо неадекватными претензиями. Заблуждение надо отличать от лжи. Ложь — это преднамеренное искажение истины, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Ложью может быть как измышление того, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что. Истина и заблуждение — это противоположные, но в каком-то смысле взаимосвязанные стороны научного познания. Заблуждения в науке постепенно преодолеваются, а истина пробивает себе дорогу к свету.

3792778

Айер А. Избранные тексты. Алексеев П. Философия: Учебник для вузов. Докучаев И. Канкс В. Философия: Учебник для техн. Кириленко Г.

5.5 Проблема истины и ее критериев - Философия для бакалавров

Высшее образование. Крапивенский С. Общий курс философии: Учебник для студентов и аспирантов нефилософских специальностей. Микешина Л. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. Радугин А. Философия: Курс лекций: Учеб. Спиркин А. Философия: Учебник. Тазаян А. Гносеологический статус заблуждения в социальном познании. Андрейченко, В. Губина В.

Лавриненко В. Фокин Е. Проблема ошибок занимает далеко не последнее место в науке. В исследовательской практике ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок. Как утверждал Галилей, избегнуть ошибок при наблюдении просто невозможно. Однако нет оснований для пессимистического воззрения на познание как на сплошное блуждание в потемках вымыслов. До тех пор пока человек стремится все вперед и вперед, говорил Гете, он блуждает.

Сказанное верно в основном по отношению к естественнонаучному познанию.

Признание объективной истины наносит сокрушительный удар по идеалистическому мировоззрению и является краеугольным камнем теории познания диалектического материализма 4. Мы никогда не овладеваем реальностью целиком, раз и навсегда.

Несколько иначе, и гораздо сложнее, обстоит дело в социальном познании. Особенно показательна в этом отношении такая наука, как история, которая в силу недоступности, неповторимости своего предмета - прошлого, зависимости исследователя от доступности источников, их полноты, достоверности и др. На этом основании она не раз подвергалась отнюдь не лестным отзывам, ей даже отказывали в звании науки. Писарев писал, что в истории было много услужливых медведей, которые очень усердно били мух на лбу спящего человечества увесистыми булыжниками.

Люди нередко молчали об опасной правде и говорили выгодную ложь. Что только они ни делали в угоду своим интересам, страстям, порокам, тайным замыслам: жгли архивы, убивали свидетелей, подделывали документы и т. Поэтому в социальном познании к фактам требуется особо тщательный подход, их критический анализ. При изучении общественных явлений необходимо брать не отдельные факты, а относящуюся к рассматриваемому вопросу всю их совокупность.

Иначе неизбежно возникает подозрение, и вполне законное, в том, что факты выбраны или подобраны произвольно, что вместо объективной связи и взаимозависимости исторических явлений в их целом преподносится, как говорил В. Ленин, субъективная стряпня для оправдания, быть может, грязного дела.

Анализ фактов необходимо доводить до раскрытия истины и объективных причин, обусловивших то или иное социальное событие. Подлинный человек науки должен иметь истина как философская проблема реферат высказать истину и спорные положения, если он не сомневается в их достоверности, безотносительно к давлению ненаучных факторов. Время реабилитирует перед судом научной мысли любое учение, если оно истинно. Но система научных знаний, да и житейский опыт - не склад исчерпывающей информации о бытии, а бесконечный процесс, как бы движение по лестнице, восходящей от низших ступеней ограниченного, приблизительного ко все более всеобъемлющему и глубокому постижению сути вещей.

Вопрос о том, можно ли ограничить истину от заблуждения, и каким образом, истина как философская проблема реферат вопрос о критерии истины. Понятие истины. Объективность истины Понятие истины относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих проблем. Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как "справедливость", "добро", "смысл жизни". От того, как трактуется истина, как решается вопрос, достижима ли она, - зависит зачастую и жизненная реферат на тему экономический кругооборот человека, понимания истина как философская проблема реферат своего назначения.

А значит, зависит и процесс научного поиска, так как ученый, совершающий открытие, должен быть уверен, что он действительно обогащает научную картину мира, а не вносит очередной элемент заблуждения. Имеются разные определения истины: "Истина - это соответствие знаний действительности"; "Истина - это опытная подтверждаемость"; "Истина - это свойство самосогласованности знаний"; "Истина - это полезность знания, его эффективность"; "Истина - это соглашение".

Первое положение, согласно которому истина есть соответствие мыслей действительности, является главным в классической концепции истины. Она называется так потому, что оказывается древнейшей из всех концепций истины: именно с нее и начинается теоретическое исследование истины. Первые попытки ее исследования были предприняты Платоном и Аристотелем.

Современная трактовка истины, которую, разделяют большинство философов, включает в себя следующие моменты: Во-первых, понятие "действительность" трактуется как объективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только из явлений, но и из сущностей, скрывающихся за ними, в них проявляющихся. Во-вторых, в "действительность" входит также и субъективная действительность, познается, отражается в истине также и духовная реальность. В-третьих, познание, его результат - истина, а также сам объект понимаются как неразрывно связанные с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой; объект задается через практику; истина, то есть достоверное знание сущности и ее проявлений, воспроизводима на практике.

В-четвертых, признается, что истина не только статичное, но также и динамичное образование; истина есть процесс. Эти моменты отграничивают диалектическо-реалистическое понимание истины от агностицизма, идеализма и упрощенного материализма.

Одно из определений объективной истины таково: истина - это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый объект так, как он существует сам по себе, вне сознания. Диалектика абсолютной истина как философская проблема реферат относительной истины Однако истина отнюдь не только движущийся без остановки процесс, а единство процесса и результата. Истина вторична. Понятие конечной или неизменной истины - всего лишь призрак. Любой объект познания неисчерпаем, он постоянно изменяется, обладает множеством свойств и связан бесчисленными нитями взаимоотношений с окружающим миром.

Заблуждения тоже отражают объективную действительность, имеют реальный источник Отождествление истинного знания и научного знания также неправомерно. Потом она чаще всего оказывается и более истинной Заблуждение надо отличать от лжи.

Считалось, к примеру, что химический состав, свойства и состояние воды изучены досконально. Однако была обнаружена так называемая тяжелая вода с неведомыми ранее свойствами.

В поступательном движении познание человека идет от относительных истин к абсолютным. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития науки, историческими условиями жизни общества, уровнем практики, а также познавательными способностями данного ученого, развитие которых обусловлено и конкретно-историческими обстоятельствами, и в определенной степени природными истина как философская проблема реферат.

Научные знания, в том числе и самые достоверные, точные, носят относительный характер. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном курсовая жизненный цикл организации. Истина поэтому относительна, ибо она отражает объект не полностью, не целиком, не исчерпывающим образом.

А в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются. Относительная истина есть ограниченно верное знание о чем-либо. Наши знания о солнечной системе, например, представляют собой истину относительную. Они содержат массу верной информации о. Гносеология Канта и особенности его подхода к исследуемой тематике. Нравственное решение проблемы истины в научных трудах Вл.

Соловьева, достижения ученого. Метафизика и логика Аристотеля по проблеме истины. Гносеология Канта и его подход к вопросу теории познания. Особенность изучения понятийного мышления. Нравственное решение концепции достоверности Соловьева. Исследование красоты как воплощенной идеи. Выдающийся мыслитель древности Аристотель - "отец логики".

Учение Аристотеля о формах постигающего истину мышления. Гносеология Канта и его подход к проблеме истины. В качестве такого идеала абсолютная истина существует как нормативный, регулятивный принцип познавательной деятельности, но не как реальное содержание знания. В реальном познании истина существует в относительной форме.

Относительность истины означает ее неполноту, незавершенность, условность. В истине есть такие компоненты, которые в процессе развития знания устраняются или ограничиваются определенной сферой своего применения. Единство относительности и абсолютности, объективности и субъективности в знании определяет еще одно свойство истины - динамичность.

Истина динамична, поскольку абсолютное в ней существует через относительное, а объективное через субъективное. Поэтому следующее свойство истины истина как философская проблема реферат процессуальность. Истина существует в движении - не как окончательный результат познания, а как сам процесс познания, последовательное преемственное движение познания от менее совершенных форм к более совершенным.

Конкретность истины означает, что не существует неизменной для всех ситуаций истины, истинное знание спроецировано на те истина как философская проблема реферат, в которых оно получено, на условия места и времени. Конкретность истины связана с ее относительностью. Так, например, конвенциональная концепция истины, получившая широкое распространение в современной философии, трактует истину как соглашение между членами научного сообщества. В прагматической концепции истина понимается как полезность знания, истинным признается такое знание, которое ведет к успеху.

Когерентная концепция рассматривает истину как согласованность знания, которая устанавливается на разных уровнях: внутри теории, между различными теориями в рамках одной научной дисциплины, между различными дисциплинами, между наукой в целом и другими элементами духовной культуры. Истинным в рамках когерентной концепции признается такое знание, которое вписывается в уже существующую систему общепринятого знания.

Неклассические концепции истины получили широкое распространение в современной философии, которая столкнулась с рядом проблем, связанных с классическими представлениями о разуме, науке и человеке. Неклассические концепции указывают на такие свойства истины, о которых умалчивает классическая теория: простота, красота, непротиворечивость, прагматичность, системность, эвристичность.

Тема разграничения истины и знания чрезвычайно важна для гносеологии. Понятия "знание" часто неправомерно отождествляется с понятием "истинное знание". Следствием подобного отождествления являются такие определения знания: - знание - результат познания, характеризующийся сознанием истины; - знание - истинный познавательный образ и др.

Истина как философская проблема

Знание может существовать и в форме заблуждения. Категория "знание" характеризует принадлежность определенной информации человеку и частичную осознанность истина как философская проблема реферат информации. Знание в форме заблуждения это информация о том, чего нет в истина как философская проблема реферат, но что человек мыслит или представляет как действительное. Понятно, что знание в форме заблуждения не имеет отношения к истине, противостоит ей, но при этом остается знанием.

Отождествление истинного знания и научного знания также неправомерно. Наука, ориентируясь на получение объективного истинного знания, включает в себя массу неистинного. Неистинным или недоказанным является гипотетическое научное знание, недоказанные теоремы, парадоксы и т.

Однако такого рода знание, несмотря на свою возможную неистинность, не может быть исключено из науки. Как раз за счет гипотетического, парадоксального знания, требующего дополнительной проверки и уточнения, происходит развитие науки. Стоит добавить, что истина может существовать не только в форме научного знания, но и во вненаучной форме: в обыденном знании, религии, искусстве, философии. Проблемы критериев истины Критерием различения истинного и неистинного считается такая мысленная или практическая процедура, которая позволяет дать ответ на вопрос о соответствии знания, то есть познавательного образа, познаваемому объекту.

Таким образом, проблема критерия истины сводится к вопросу о связующем звене, теории развития реферат субъективное и объективное, и выступающем основанием для сравнения реальности и ее отражения в сознании человека.

Этот вопрос не нов, в истории философии существует три варианта ответа на. В такой интерпретации содержание сознания субъекта ставится в полную зависимость от объекта: познавательный образ есть отпечаток в мозгу человека. Если сознание полностью сводимо к понятию вещественной материи, то между ними нет никакого различия, и вопрос о соотношении содержания знания и объекта не имеет смысла: знание - просто буквальный вещественный отпечаток одного объекта в другом. Второй: помещение познаваемого объекта в сознание субъекта, утверждение, что в познании человек сталкивается только с такими предметностями, которые конструирует его сознание.

Эта позиция характерна истина как философская проблема реферат трансцендентального идеализма И. В этом случае разрыва между субъектом и объектом, а значит, познавательным образом и познаваемым предметом также не существует: познаваемый предмет находится в сознании. Третий: поиск связующего звена между субъектом и объектом, объединяющим в себе характеристики и того, и другого. Таким третьим элементом, позволяющим соотнести знание об объекте и сам объект знания, является практика.

Практика определяется как предметно-чувственная деятельность человека по преобразованию материальных систем.

DEFAULT0 comments