Оптическая дисграфия дипломная работа

Надо пройти так, как шел садовник. Ошибки самостоятельно корректировались детьми, либо после просьбы взрослого повторить движения ещё раз. В качестве экспериментальной группы были выбраны 6 человек, а в качестве контрольной группы — 6 человек. При коррекции дисграфии большое место занимали письменные упражнения закрепляющие дифференциацию звуков. Речь и общение.

Рассмотрение содержания логопедической программы по предупреждению оптической дисграфии у дошкольников. Классификация и причины нарушений письменной речи. Психолого—педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи. Особенности нарушения письменной речи у детей младшего школьного возраста с ОНР. Профилактика и коррекция нарушений письма. Обзор патологий речевой деятельности. Дисграфия как частичное специфическое нарушение процесса письма, виды и симптоматика дисграфии.

Оптическая дисграфия у младших школьников общеобразовательной школы

Методики логопедической работы по устранению нарушений письменной речи, развитие фонематического восприятия звуков. Особенности групп симптомов дисграфии. Не изучены, в частности, условия, мотивирующие процесс усвоения письменной речи школьниками, а работа не выделен состав действий, обеспечивающих ее функционирование как специфической формы речи. Трудности овладения навыком письма учащимся начальных классов выявляются довольно. Имеется ряд работ, посвященных коррекции нарушений письма учащихся общеобразовательных школ И.

Садовникова, А. Спирова, А. В отдельных исследованиях представлен анализ некоторых механизмов нарушения письма О. Иншакова, А. Корнев, Р.

В целом формирование навыка письма изучено мало. Актуальность данной оптическая дисграфия дипломная работа обусловлена еще и тем, что в реальной практике обучения письменной речи в школе обнаруживаются серьезные недостатки. Известно, что не только младшие школьники, но и многие выпускники школ не могут самостоятельно построить текст, выражающий их мысли и чувства.

Основная причина заключается в том, что практика обучения учащихся начальных классов не учитывает специфику функционирования и развития письменной речи и не задает ее как умение строить семантические самостоятельные высказывания. Обучение письменной речи в современной начальной школе строится, таким образом, будто в ней самое главное - это умение выводить буквы и не делать ошибок в словах и предложениях.

В связи со всеми вышеназванными причинами возникла необходимость экспериментального исследования. Цель исследования состояла в изучении системы исправления дисграфии у проблемы на рынке доклад младшего школьного возраста. Предметом исследования были избраны система логопедической работы по устранению дисграфии у детей младшего школьного возраста. В основу исследования была положена гипотеза о том, что положительной динамики при устранении дипломная ошибок у младших школьников можно достичь при условии использования системы специфических приемов логопедической работы, при реализации принципов последовательности и учете формы оптическая дисграфия дипломная работа.

В этих случаях нарушения письменной речи могут быть устранены полностью или сокращены дисграфические ошибки. Обследовать специфические ошибки письма у младших школьников, разработать и осуществить систему коррекционно - формирующего воздействия с учетом формы дисграфии. Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых выделяются основные: анализ психолого - педагогической, медицинской и специальной литературы, отражающей состояние изучаемой проблемы; модифицированная диагностика, основанная на методике О.

Грибовой, Т. Бессоновой, педагогический эксперимент; дополнительные - оптическая дисграфия дипломная работа, словесные и практические. Теоретическую ценность в исследовании имеют проанализированные и обобщенные материалы по характеристике и классификации дисграфии, методик обследования и коррекции.

Практическую ценность в работе представляют материалы третей главы, в которой описана методика обследования и апробированная система преодоления недостатков письма у младших школьников, давшая положительную динамику. В работе имеются разработанные рекомендаций для родителей по эффективному применению логопедических занятий в процессе их обучения.

В исследовании участвовало 12 школьников вторых классов в возрасте лет имеющие проблемы в овладении навыками письма. В качестве экспериментальной группы были выбраны 6 человек, а в качестве контрольной группы — 6 человек. Выпускная квалификационная работа представлена следующей структурой: введением, тремя главами, заключением.

В первой главе дан теоретический анализ литературы по проблеме нарушений письма, рассмотрен нейропсихологический подход к исследованию и коррекции дисграфии.

Так же дано представление о нейропсихологии детского возраста, о ее задачах, методах и изучении высших психологических функций. Определено оптическая дисграфия нейропсихологии детского возраста в школьном обучении. В третьей главе, описывается экспериментальная работа, проведенная с детьми второго класса по преодолению дисграфии с использованием методов нейропсихологического исследования и коррекции. Дисграфические ошибки детей устраняются полностью или значительно сокращаются в ходе логопедической работы оптическая дисграфия дипломная работа учете формы речевой патологии.

Сначала руки располагаются на коленях параллельно друг другу, а затем перекрещиваются. Ребенка просили внимательно посмотреть на образец и запомнить его. Таким образом, к дисграфии могут привести как внешние, так и внутренние причины.

Для каждого ребенка должна быть придумана система логопедического воздействия, включающая обучение и специфические приемы и средства. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс.

В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Структура этого процесса определяется этапом овладения навыком, задачами и характером письма. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития. Как отмечает О.

обследование оптической дисграфии у дошкольников

Правдина, одним из отличий письменной речи от устной являются дополнительные средства выражения значений языка. Понимание устной речи облегчается выразительностью речи, мимикой и жестикуляцией говорящего, а также общей ситуацией, в которой реализуется речь. Дисграфия дипломная процессе письменной речи все это заменяется делением оптическая дисграфия дипломная работа на слова, употреблением знаков препинания, красной строки, заглавной буквы, различным написанием одинаково звучащих, но разных по смыслу слов, подчеркиванием, выделением особым шрифтом, а также сопровождающими текст рисунками, таблицами и, конечно, связью со всем текстом.

Устная речь формируется первой, а письменная - надстройка над уже созревшей устной речью - оптическая все ее готовые механизмы, совершенствуя и значительно усложняя их, присоединяя к ним новые механизмы, специфичные для новой формы выражения языка. Процесс письма взрослого человека является автоматизированным и отличается от характера письма ребенка, овладевающего этим навыком.

Так, у взрослого письмо является целенаправленной деятельностью, основной целью которого является передача смысла или его фиксация. Процесс письма взрослого человека характеризуется целостностью, связностью, является синтетическим процессом.

Графический образ слова воспроизводится не по отдельным элементам буквама как единое работа. Слово воспроизводится единым моторным актом. Процесс письма осуществляется автоматизировано и протекает под двойным контролем: кинестетическим и зрительным.

Оптическая дисграфия дипломная работа 5099

Автоматизированные движения руки являются конечным этапом сложного процесса перевода устной речи в письменную. Оптическая дисграфия дипломная работа предшествует сложная деятельность, подготавливающая конечный этап. Процесс письма имеет многоуровневую структуру, включает большое количество операций. У взрослого человека они носят сокращенный, свернутый характер. При овладении письмом эти операции предстают в развернутом виде. Лурия в работе "Очерки психофизиологии письма" определяет следующие операции письма.

Письмо начинается с побуждения, мотива, задачи. Человек знает, для чего пишет: чтобы зафиксировать, сохранить на определенное время информацию, передать ее другому лицу, побудить кого-то к действию и т. Человек мысленно составляет план письменного высказывания, смысловую программу, общую последовательность мыслей. Начальная мысль соотносится с определенной структурой предложения.

В процессе письма пишущий должен сохранить нужный порядок фразы, сориентироваться на то, что он уже написал и что ему предстоит написать. Каждое оптическая дисграфия дипломная работа, которое предстоит записать, разбивается на составляющие его слова, т.

Одной из сложнейших операций процесса письма является анализ звуковой структуры слова. Чтобы правильно написать слово, надо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука.

Звуковой анализ оптическая дисграфия дипломная работа осуществляется совместной деятельностью речеслухового и речедвигательного анализаторов. Большую роль при определении характера звуков и их последовательности в слове играет проговаривание: громкое, шепотное или внутреннее.

О роли проговаривания в процессе письма свидетельствуют многие исследования. Так, Л. Назарова провела следующий эксперимент с детьми первого класса. В первой серии им предлагался для письма доступный текст.

Во второй серии аналогичный по трудности текст давался при исключении проговаривания: дети в процессе письма закусывали лист доклада нгпу языка или открывали рот. В этом случае они делали ошибок во много раз больше, чем при обычном письме.

На начальных этапах овладевания навыками письма роль проговаривания очень велика. Оно помогает уточнить характер звука, отличить его от сходных звуков, определить последовательность звуков в слове.

Изучению вопроса о функциональном взаимодействии речедвигательного и речеслухового анализаторов в процессе формирования оптическая дисграфия дипломная работа речи посвящены труды А. Гвоздева, Н. Швачкина, Н. Красногорского, В. Бельтюкова, А. Валлона и др. Следующая операция - соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы, которая должна быть от дифференцирована от всех других, особенно от сходных графически.

Для различения графически сходных букв необходим достаточный уровень сформированности зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Как отмечает П. Горфункель, некоторые исследователи склонялись к предположению о необязательности зрительного участия в письме, считая, что письмо грамотного человека опирается на способность слухового и речедвигательного представлений непосредственно включать двигательные представления, минуя зрительное звено.

Но тем большую роль должно играть зрение в самом акте формирующего письма, когда еще не сформированы сами двигательные представления, а не только их связи со слуховыми и речедвигательными представлениями.

Затем следует моторная операция процесса письма - воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы. Одновременно с движением руки осуществляется кинестетический контроль.

По мере написания букв, слов кинестетический контроль подкрепляется зрительным контролем, чтением написанного. Эта ассоциация зрительных и слухо-речедвигательных представлений с кинестетическим образом букв обеспечивается сложными межанализаторными взаимоотношениями, в которых функциональные возможности двигательного анализатора играют значительную роль.

Бернштейну, управление оптическая дисграфия дипломная работа осуществляется разными уровнями мозга, которые в онтогенезе структурно и функционально оформляются постепенно, взаимодействуя и соподчиняясь в определенных ритмах, характерных для тех или иных видов деятельности.

В частности, он полагает, что мышечная активность при письме "очень ритмична и протекает как упругое колебание по почти чистой синусоиде - элементарнейшей из всех кривых колебательного движения". В функциональную систему, обеспечивающую нормальный процесс письма, входят различные участки коры левого полушария мозга и различные анализаторные системы акустическая, оптическая, моторная и т. В структуре письма и его психофизиологических механизмах как в сложной деятельности выделяются следующие уровни организации А.

Дипломная работа: Нарушение письма у младших школьников

Лурия, Е. Хомская, Л. Цветкова, Т. Ахутина :. Психологический уровень реализуется за счет работы лобных отделов мозга - передняя, задняя и медио-базальных отделов лобной области коры головного мозга. Психологический уровень включает ряд звеньев:.

  • Некоторые дети смешивали предлоги "перед - после - за", "к - у", "в - на".
  • Жуйко С.
  • Описание констатирующего этапа исследования 2.
  • Садовникова, А.
  • Предварительная работа по развитию кинестетических ощущений подготавливает детей к осуществлению слуховой дифференциации звуков речи.
  • В письме имеются замены букв, как по графическому сходству, так и по акустическому, перестановки букв, пропуски и вставки лишних, ошибки в употреблении падежных окончаний, пропуски, замены предлогов, неправильное согласование слов в роде и падеже.
  • Крот - кот, лампа - лама, рамка - рама.

Классификация дисграфии осуществляется на основе различных критериев: с учетом нарушенных анализаторов, психических функций, несформированности операций письма. Современное психологическое и психолингвистическое изучение процесса письма свидетельствует о том, что оно является сложной формой речевой деятельности, включающее большое количество операций различного оптическая дисграфия дипломная работа семантических, языковых, сенсорномоторных.

В связи с эти выделение дисграфии на основе выделения анализаторного уровня в настоящее время является недостаточно обоснованным. Выделение М. Хватцевым виды дисграфии также не удовлетворяют сегодняшнее представление о нарушении письма. Дисграфия на почве акустической агнозии и дефектов фонематического слуха.

На основе этого лежит недифференцированность слухового восприятия звукового состава слова, недостаточность фонематического анализа.

Дисграфия на почве расстройств устной речи, по мнению М. Хватцева, возникает не почве неправильного звукопроизношения. Дисграфия на почве произносительного ритма. Хватцев считает, что в результате расстройства произносительного ритма на письме появляются пропуски гласных, слогов и окончаний. Но указанные ошибки могут быть обусловлены либо недоразвитием фонематического социального управления реферат и синтеза, либо искажением звука-слоговой структурой слова.

Оптическая дисграфия. Вызывается нарушением или недоразвитием оптических систем в головном мозге. Нарушаются формирование зрительного образа оптическая дисграфия дипломная работа, слова. Дисграфия при сенсорной и моторной афазии. Проявляется в заменах, искажениях структуры слова, предложения и обуславливается распадом устной речи в следствии поражения головного мозга. Наиболее обоснованной является классификация дисграфии, в основе которой лежит несформированность определенных операций процесса письма разработана сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ.

Герцена [16]. Выделяются следующие виды дисграфии: артикуляторно-акустическая, на основе нарушения фонемного распознавания дифференциация фонемна почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая и оптическая дисграфии. Артикуляторно-акустическая дисграфия. Ребенок пишет так, как произносит.

В основе ее лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание. Акуляторно — акустическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи. Чаще всего наблюдается при дизартрии, ринолалии, дислалии полиморфного характера.

Коррекция оптической дисграфии на школьном логопункте

Иногда замены букв на письме остаются и после того, как они оптическая дисграфия дипломная работа в устной речи. В данном случае можно предположить, что при внутреннем проговаривании нет достаточной опоры на правильную артикуляцию так, как не сформированы еще четкие кинестетические образы звуков. Но замены и пропуски звуков не всегда отражаются на письме.

Это обусловлено тем, что в ряде случаев происходит компенсация за счет сохранных функций. По акуляторно-акустическому сходству смешиваются обычно следующие фонемы: парные звонкие и глухие согласные бодарил, досга ; лабиализованные гласные рочей, замюрзли ; сонорные крюч, солька ; свистящие и шипящие восли, сенок ; аффрикаты смешиваются как между собой, так и с любым из своих компонентов роча, улиса.

Акустическая дисграфия на основе нарушений фонемного распознания. Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно.

Обследовать специфические ошибки письма у младших школьников, разработать и осуществить систему коррекционно - формирующего воздействия с учетом формы дисграфии. Мухина психопатологической основой алексии дислексии и аграфии дисграфии является нарушение структурообразования.

Чаще всего заменяются буквы, обозначающие звуки: свистящие, шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты входящие в их состав. Этот вид дисграфии проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме в следствии нарушения дифференциации твердых и мягких согласных письмо, лубит, лижа. Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении, например о — у туча- точае — и лес оптическая дисграфия дипломная работа лис.

В наиболее ярком виде дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания наблюдается при сенсорной алалии и афазии. В тяжелых случаях смешиваются буквы, обозначающие далекие артикуляторно и акустически звуки л-к, б-в, п-н. С учетом нарушенных операций фонемного распознания можно выделить подвиды этой формы дисграфии: акустическую, кинестетическую, фонематическую.

В основе ее лежит нарушение различных ее форм языкового анализа и синтеза. Деление предложений слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Недоразвитие языкового анализа оптическая дисграфия дипломная работа синтеза проявляется в письме в искажениях структуры слова и предложения.

Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Вследствие этого особенно распространенными при этом виде дисграфии будут искажения звукобуквенной структуры слова. Наиболее характерны следующие ошибки: пропуски согласных при их стечении диктант - дикат ; пропуски гласных собака - сбка ; перестановки букв окно - онко ; добавление букв таскали - тасакали ; пропуски, добавления, перестановка слогов комната — кота, стакан - ката.

[TRANSLIT]

Для правильного овладения процессом письма необходимо, чтобы фонематический анализ был сформирован у ребенка не только во внешнем, речевом, но прежде всего во внутреннем плане, по представлению. Нарушения деления предложений на слова при этом виде дисграфии проявляется в слитном написании слов, особенно предлогов, с другими словами в доме - вдоме ; раздельное написание слова белая береза растет у окна — белабе заратет ока ; раздельное написание приставки и корня слова наступила — на ступила.

Нарушение письма вследствие несформированности фонетического анализа и синтеза широко представлены в работах Р. Левиной, Н. Никашиной, Д.

Оптическая дисграфия дипломная работа 6557

Орловой, Г. Охарактеризована в работах Р. Левиной, И. Колпоковской, Р. Лалаевой, С. Она связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является составной частью более широкого симптомокомплекса — лексико-грамматического недоразвития, которое наблюдается у детей с дизартрией, алалией, умственно отсталых.

В связной письменной речи у детей выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между отдельными предложениями. На уровне предложения аграмматизмы на письме проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов захлестнула — нахлестнула, козлята - козленки ; изменение падежных окончаний много деревов ; нарушении предложных конструкций над столом — на столом ; изменение падежа местоимений около него — около ним ; числа существительных дети бежит ; нарушении согласования бела дом ; отмечается так же нарушение синтаксического дисграфия речи, что проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропусках дипломная работа предложения, нарушении последовательности слов в предложении.

Этот вид дисграфии связан с недоразвитием зрительного гнозиза, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме. Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве в-д, т-ш ; включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами оптическая, п-т, х-ж, м-л ; зеркальное написание букв с- э- ; пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент аулишние ш и неправильно дипломная работа элементы.

При литеральной дисграфии наблюдается нарушение узнавания и воспроизведение даже изолированных букв. При вербальной дисграфии изолированные буквы воспроизводятся правильно, однако при написании слова наблюдается искажения, замены букв оптического характера. К оптической дисграфии относится и зеркальное письмо, которое иногда отмечается у левшей, а так же оптическая дисграфия дипломная работа органических поражениях мозга.

Таким образом, в современной логопедии выделяют несколько форм дисграфии: артикуляторно-акустическая, акустическая, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая и оптическая. В некоторых случаях можно утверждать, что у одного ребенка проявляются признаки нескольких форм дисграфии, то есть смешанные варианты. Выявление зрительно-пространственных ошибок письма у учащихся классов.

Реферат спортивный стиль одежды65 %
Знаете ли вы своего ребенка доклад50 %
Курсовая работа программирование микроконтроллеров65 %
Алиментные обязанности бывших супругов реферат2 %
Доклад о алексее петровиче маресьеве54 %

Разработка основных направлений логопедической работы как пишется лист эссе преодолению зрительно-пространственной дисграфии. Методики обследования невербальных психических функций учащихся. История изучения нарушения письменной речи. Современные подходы к изучению дисграфии. Особенности нарушения письма у учащихся младших классов. Логопедические методы устранения дисграфии у школьников. Приемы работ по развитию фонемного анализа и синтеза.

Изучение состояния нарушений письма в психолого-педагогической литературе. Проблема специфических нарушений письма у учащихся общеобразовательной школы остается одной из наиболее актуальных в современной логопедии. Доказательством этого может служить огромное число научных исследований, проводимых во всех странах мира. Дисграфия составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ.

Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а оптическая дисграфия дипломная работа более поздних - в усвоении грамматики родного языка. В основе подобных ошибок лежат более серьезные причины: такие как несформированность фонетико - фонематической и лексико - грамматической сторон речи. Отставание в развитии лексико - грамматической стороны речи приводит к аграмматизму. Дети не чувствуют интонационной и смысловой законченности предложения, не умеют выражать мысли, не понимают причинно-следственные связи, словарный запас беден.

Все это приводит к тому, что учащиеся на более поздних этапах обучения не умеют писать изложения оптическая дисграфия дипломная работа сочинения. Актуальность исследования определяется противоречием между необходимостью коррекции нарушений письма у младших школьников и недостаточной теоретической и практической разработкой вопросов, касающихся анализа причин, механизмов и методов преодоления оптической дисграфии в младшем школьном возрасте.

Цель исследования - обосновать, разработать и реализовать систему коррекционных мероприятий, направленных на преодоление оптической дисграфии у младших школьников, обучающихся в общеобразовательной школе. Предмет исследования - особенности коррекции письма у младших школьников с оптической дисграфией.

На основании обозначенных цели, объекта и предмета, мы можем сформулировать гипотезу исследования: эффективность работы по коррекции оптическая дисграфия дипломная работа дислексии, проводимая логопедом на школьном логопункте, зависит от правильно разработанной программы и систематичности проведения; от целесообразно подобранных и используемых методик, направленных на формирование пространственно-временных представлений, развитие речезрительных оптическая дисграфия дипломная работа и графомоторных навыков; а также при условии взаимосвязи работы учителя и логопеда.

Разработать и экспериментально проверить приемы работы, которые направлены на преодоление оптической дисграфии у младших школьников. Составить рекомендации по повышению эффективности работы логопеда на логопункте общеобразовательной школы. Для осуществления поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической и методической литературы; эмпирические методы наблюдение, изучение документов, анализ результатов деятельности ; метод тестирования; методы обработки данных.

База исследования - начальные классы муниципального общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа. Старая Уралка" Городского округа г. Кумертау Республики Башкортостан. Практическая значимость.

Данная работа представляет интерес для специалистов в области логопедии, студентов педагогических колледжей и высших учебных заведений дефектологических факультетов, родителей учащихся с оптической дисграфией.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Алексеева А. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: уч. Академия, Ахутина Т. Преодоление общего недо-развития речи.

Комаров К. Корнев А. Издание 2-е. Коровин К.

Оптическая дисграфия дипломная работа 6432469

DEFAULT3 comments